Диссертация
Грачева Юлия Евгеньевна
Доктор наук
Статус диссертации
Доктор наук
Захаров Виталий Юрьевич
Доктор наук Доцент
Ростовцев Евгений Анатольевич
Доктор наук Доцент
исторические науки
В диссертации исследуются процесс создания и начальный период деятельности впервые возникшего в Российской империи Министерства народного просвещения. Оно появилось как результат определенного просветительского проекта в рамках либеральных реформ императора Александра I. Перед министерством изначально была поставлена задача по созданию общего плана учебной системы от начальной до высшей школы. В работе на основе значительного массива архивных делопроизводственных документов определены структура центрального управления училищами разных уровней и конкретный вклад в руководство ведомством со стороны первых министров гр. П.В. Завадовского и гр. А.К. Разумовского, а также выявлены особенности местного управления, открытия и регулярного осмотра гимназий, уездных и приходских училищ применительно к учебным округам – Московскому, Санкт-Петербургскому, Харьковскому, Казанскому, Виленскому и Дерптскому. На центральном и местном уровнях показана образовательная специфика каждого учебного округа, определено точное количество открытых в 1804–1817 гг. гимназий и уездных училищ. Значительно расширены данные по начальным приходским училищам, прослежены отличительные черты низших школ в Дерптском и Виленском учебных округах. Систематически по всем округам изучены визитаторские поездки попечителей и университетских профессоров, показана их эффективность для каждого конкретного округа.
| # | Название файла | Размер |
|---|---|---|
| 1 | Протокол приема диссертации к защите | 60 KB |
| 2 | Автореферат | 415 KB |
| 3 | Диссертация | 3 MB |
| 4 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 130 KB |
| 5 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 138 KB |