Диссертация

Грачева Юлия Евгеньевна

Доктор наук

Статус диссертации

  
Диплом Доктор наук
  
Решение o выдаче диплома
  
Положительное заключение AK
  
Ha рассмотрении в AK
  
Положительная защита
08.12.2025 
Объявление опубликовано
21.11.2025 
Принят к защите
19.11.2025 
Заключение комиссии
20.10.2025 
Документы приняты
ФИО соискателя
Грачева Юлия Евгеньевна
Степень на присвоение
Доктор наук
Дата и время защиты
09.02.2026 16:00
Место проведения защиты
г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
Научные руководители
Андреев Андрей Юрьевич
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Жарова Екатерина Юрьевна
Доктор наук
Захаров Виталий Юрьевич
Доктор наук Доцент
Ростовцев Евгений Анатольевич
Доктор наук Доцент
Места выполнения работы
Московский государственный университет имени M.B.Ломоносова, Исторический факультет, Кафедра истории России XIX века - начала XX века
Специальности
5.6.1. Отечественная история
исторические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-27-79
Интернет-адрес объявления на федеральном информационном портале

В диссертации исследуются процесс создания и начальный период деятельности впервые возникшего в Российской империи Министерства народного просвещения. Оно появилось как результат определенного просветительского проекта в рамках либеральных реформ императора Александра I. Перед министерством изначально была поставлена задача по созданию общего плана учебной системы от начальной до высшей школы. В работе на основе значительного массива архивных делопроизводственных документов определены структура центрального управления училищами разных уровней и конкретный вклад в руководство ведомством со стороны первых министров гр. П.В. Завадовского и гр. А.К. Разумовского, а также выявлены особенности местного управления, открытия и регулярного осмотра гимназий, уездных и приходских училищ применительно к учебным округам – Московскому, Санкт-Петербургскому, Харьковскому, Казанскому, Виленскому и Дерптскому. На центральном и местном уровнях показана образовательная специфика каждого учебного округа, определено точное количество открытых в 1804–1817 гг. гимназий и уездных училищ. Значительно расширены данные по начальным приходским училищам, прослежены отличительные черты низших школ в Дерптском и Виленском учебных округах. Систематически по всем округам изучены визитаторские поездки попечителей и университетских профессоров, показана их эффективность для каждого конкретного округа.