Диссертация
Букинич Алексей Михайлович
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук
Мачинская Регина Ильинична
Доктор наук Профессор
Кисельников Андрей Александрович
Кандидат наук
психологические науки
Цель исследования: выявление связи продуктивности понятийного мышления детей младшего школьного возраста со сформированностью функций переработки слухоречевой и зрительной и зрительно-пространственной информации.
Объект исследования: продуктивность понятийного мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности продуктивности понятийного мышления детей без нарушений развития и детей с трудностями обучения в связи с состоянием функций переработки слухоречевой и зрительной и зрительно-пространственной информации.
Результаты. Показано, что у детей с трудностями обучения при снятии нагрузки с управляющих функций через организующую помощь со стороны взрослого продуктивность понятийного мышления связана с состоянием функций переработки информации. Продемонстрирован вклад функций регуляции активности в реализацию двух форм понятийного мышления: поиска общих признаков и поиска причины. Построена модель оценки результатов нейропсихологического обследования детей с трудностями обучения и детей без нарушений развития.
Методы: нейропсихологические диагностические методики с качественно-количественной оценкой результатов, оригинальная методика оценки продуктивности поиска общих признаков в слухоречевых и зрительных стимулах, составление рассказа по серии изображений; методы статистической обработки данных: описательные статистики, конфирматорный факторный анализ, моделирование с опорой на современную теорию тестирования (multidimensional graded response model), критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, путевой анализ, расчет критерия Хи-квадрат Пирсона на основании таблиц сопряженности.
Область применения: результаты могут быть использованы в детской нейропсихологической диагностике для понимания причин нарушения понятийного мышления у детей с трудностями обучения и выбора целей для коррекционного воздействия, построенная модель может быть применена для оптимизации процедуры нейропсихологического обследование через гибкий подбор методик и сокращение их общего объема без потери информативности
# | Название файла | Размер |
---|---|---|
1 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 794 KB |
2 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 1 MB |
3 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 1 MB |
4 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 1 MB |
5 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 411 KB |
6 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 1 MB |
7 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 1 MB |
8 | Протокол приема диссертации к защите | 60 KB |
9 | Отзыв официального оппонента | 2 MB |
10 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 772 KB |
11 | Отзыв официального оппонента | 439 KB |
12 | Диссертация | 6 MB |
13 | Автореферат | 1 MB |
14 | Отзыв официального оппонента | 2 MB |
15 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 2 MB |
16 | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | 287 KB |