Диссертация

Забродина Елена Альбертовна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение o выдаче диплома
  
Положительное заключение AK
  
Ha рассмотрении в AK
  
Положительная защита
11.10.2025 
Объявление опубликовано
29.09.2025 
Принят к защите
22.09.2025 
Заключение комиссии
01.09.2025 
Документы приняты
ФИО соискателя
Забродина Елена Альбертовна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
12.11.2025 16:30
Место проведения защиты
г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
Научные руководители
Ефимова Елена Анатольевна
Кандидат наук Доцент
Оппоненты
Свидерская Марина Ильинична
Доктор наук
Кириллова Екатерина Николаевна
Доктор наук
Ларионов Алексей Олегович
Кандидат наук Доцент
Места выполнения работы
Московский государственный университет имени M.B.Ломоносова, Исторический факультет, Кафедра всеобщей истории искусств
Специальности
5.10.3. Виды искусства (изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)
искусствоведение
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-26-84

Диссертация посвящена художественной среде города Брюгге, представляя собой новый опыт в ряду исследований, посвященных осмыслению этого комплексного понятия, включающего социальные условия производства и продажи живописных произведений: гильдии, отношения с заказчиками, художественный рынок, обстоятельства жизни художника и функционирования его мастерской, а также факторы, связанные с духовной жизнью художников и демонстрирующие характерный для них круг идей. Актуальность исследования связана с недостаточностью изученности явления художественной среды как в российском, так и в зарубежном искусствоведении. Рассматривая это понятие во всей его сложности, мы можем наблюдать, как только совокупность целого ряда факторов - социальных, политических, экономических и культурных – приводит к рождению и эволюции художественной школы, подразумевающей преемственность мастеров от одного поколения к другому в рамках одной географической местности – Брюгге. Цель работы – выявить особенности художественной среды Брюгге периода XV – начала XVI вв. и ее роль в формировании специфической художественной школы, что позволит более глубоко изучить процесс становления и развития живописи ars nova в одном из ключевых центров Нидерландов.

В работе впервые разработана типология заказчиков школы Брюгге; ранее эти вопросы рассматривали по отдельности применительно к разным произведениям и их группам. Собрана статистика заказов по разным категориям патронов, что позволяет говорить об изменениях в характере заказа в течение выделенных хронологических периодов. Было выявлено комплексное влияние заказа на формально-стилистическую составляющую живописных произведений так же, как и на их иконологические программы. А также введено и обосновано понятие «школа Брюгге», которое описывается как самостоятельное художественное явление, включающее корпус художественных произведений и художественных взаимосвязей и ограниченное четкими географическими и хронологическими рамками; это понятие отсутствует в научной литературе, посвященной живописцам данного города и их мастерским. В российской историографии это первое специальное систематическое исследование художественной среды Брюгге. В российский научный оборот введены малоизвестные архивные материалы, представляющие особый интерес с точки зрения изучения социальной, экономической и культурной ситуации в Брюгге и при этом не привлекавшиеся к изучению в отечественной науке.