Диссертация
Москаленко Наталия Михайловна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Грабельников Александр Анатольевич
Доктор наук Профессор
Казаков Александр Александрович
Доктор наук Доцент
социологические науки
Цель исследования – выявление и систематизация характеристик медиапотребления молодых людей, относящихся к цифровому поколению, постоянно проживающих в Донбассе и являющихся студентами вузов ДНР.
Актуальность исследования определяется тремя факторами, которые следует рассматривать в единстве.
Во-первых, в настоящее время Интернет, цифровые СМИ и социальные сети занимают важнейшее место в отечественной медиасистеме, а в медиапотреблении сегодняшней российской молодежи они играют главную роль. Это обусловлено тем, что данные ресурсы могут одновременно использоваться и в качестве собственно источников самой разнообразной информации, и как пространство для досугового времяпрепровождения, и для общения, тем более что все эти функции доступны с помощью мобильных устройств. Поэтому проблематика цифрового медиапотребления молодежи становится своего рода ключом к пониманию того медиапотребления, которое в ближайшем будущем окажется преобладающим в обществе.
Во-вторых, привязанность молодежи к цифровому медиапотреблению, специфика взаимодействия молодых людей с такими информационными ресурсами и влияние этого взаимодействия на социокультурные ориентиры личности и сообществ, состоящих из представителей данной возрастной группы, являются в настоящее время темами, которые активно разрабатываются исследователями. Таким образом, обращение к такой проблематике на примере локального молодежного сообщества региона, недавно вошедшего в состав России, с одной стороны, оказывается в фокусе исследовательского внимания, с другой стороны, дополняет имеющиеся на сегодняшний день наработки выводами, сделанными на малоизвестном эмпирическом материале.
В-третьих, студенческая молодежь ДНР представляет собой значительное по численности сообщество. Поэтому важно изучить, как, несмотря на внешние обстоятельства, осуществляется цифровое медиапотребление данной возрастной группы в этом регионе России.
Между тремя указанными факторами имеется очевидная связь. Усиливающаяся значимость цифрового медиапотребления и превращение его в неотъемлемую часть жизни молодежи способствуют росту внимания исследователей к проблемам, связанным с этими процессами. И исключительно актуальным становится рассмотрение медиапотребления молодого поколения в новом российском регионе, существующем в специфических условиях.
Объектом исследования является медиапотребление студентов Донбасса, обучающихся в вузах региона, после воссоединения ДНР с Россией. Предмет исследования – основные характеристики и социальный контекст медиапотребления студентов ДНР.
Методы. Эмпирические методы включали в себя прежде всего опрос 378 молодых людей преимущественно в возрасте 17–23 лет, которые учатся на разных курсах бакалавриата и магистратуры, а также на разных направлениях подготовки в крупнейших вузах ДНР, в том числе Донецком государственном университете (ДонГУ), Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (ДонНАСА), Донецком национальном техническом университете (ДонНТУ). Еще одним эмпирическим методом стал анализ материалов СМИ указанных вузов.
Эмпирическая база исследования представлена результатами опроса, проведенного в дистанционном формате и охватившего 378 студентов бакалавриата и магистратуры разных направлений подготовки и курсов ДонГУ, ДонНАСА и ДонНТУ, возраст основной части которых составляет от 17 до 23 лет, а также материалами сетевых СМИ этих вузов, отобранными по хронологическому принципу (приблизительно в период проведения опроса, а также до этого времени и после него) и представляющими собой характерные примеры новостного информационного контента (о событиях, связанных с учебной и внеучебной жизнью учащихся и сотрудников вузов). Эти материалы играют вспомогательную иллюстрирующую роль, поэтому их выбор осуществлялся по общим критериям (принадлежность СМИ, в которых они появлялись, указанным вузам и появление материалов в период, соотносимый с проведением опроса).
Использовавшаяся для опроса анкета состояла из закрытых вопросов, ответы на которые предполагали выбор из предложенного варианта ответов и отнесение особого мнения, не вписывавшегося в набор возможных ответов, в «другое» и «затрудняюсь ответить», а также открытых вопросов. Анкета включала в себя 42 вопроса (из них 4 вопроса по общим анкетным данным респондентов – вуз, курс, пол, возраст), поделенных на четыре смысловых блока. Вопросы первого блока касались медиаресурсов, к которым обращаются респонденты, а также восприятия содержащегося в них контента. Второй блок вопросов был призван выявить способы восприятия и интерпретаций поучаемой из этих медиаресурсов информации. Третий блок содержал вопросы, которые позволяли выявить влияние медиапотребления студентов на их коммуникации. Четвертый блок представлял собой вопросы, затрагивающие отношение студентов к вузовским СМИ. Анкетирование проводилось онлайн.
Хронологические рамки исследования определяются событиями «Русской весны» 2014 г., в результате которых появилась ДНР и в этой тогда еще непризнанной республике стала формироваться новая система СМИ, опиравшаяся на развитый медийный опыт региона, уходящий своими корнями в эпоху конца XIX – начала XX в. Таким образом, нижней хронологической рамкой работы стал 2014 г. Верхняя хронологическая рамка – конец 2023 г., когда студенты ДонГУ, ДонНАСА и ДонНТУ отвечали на вопросы анкеты. Верхняя хронологическая рамка также соотносится со временем, когда в современной России происходит интенсивная цифровизация медиапространства и развиваются сетевые коммуникации.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования и их научная новизна.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты по данному региональному сообществу молодежи могут быть использованы для выяснения как того общего, что есть у студентов Донбасса с их сверстниками из вузов в остальной России, так и особенностей, отличающих молодежь данного субъекта РФ от представителей этого же поколения в других регионах страны. Такая информация важна прежде всего для поддержания и продолжения эффективной интеграции ДНР в Россию, равно как и для прогнозирования вероятных проблем, которые могут возникнуть в перспективе, когда активные деятели и свидетели «Русской весны», находящиеся в настоящее время на руководящих постах в регионе, будут постепенно замещаться теми, кто сегодня получает в Донбассе высшее образование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал диссертации может задействоваться при подготовке курсов обязательного общегуманитарного профиля, общих и специальных курсов по дисциплинам, связанным с журналистикой и медиакоммуникациями, с новыми медиа и работой с ними, при разработке и реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников медиаиндустрии, ориентированных на исследовательскую деятельность.
Научная новизна исследования проявляется в четырех аспектах. Во-первых, выявлено, что цифровые онлайн-СМИ в результате своего растущего влияния превращаются для студентов ДНР в основные источники информации и основную среду индивидуальной и социальной коммуникации. Показано, как изменяются форматы медиапотребления этих молодых людей и формируется их информационное меню. Во-вторых, определены характерные приемы использования и интерпретации медиаконтента, который студенты ДНР получают из СМИ. Эти приемы свидетельствуют о наличии у учащихся вузов Донбасса как общего с выявленными в исследованиях чертами молодежного медиапотребления, так и присущих им региональных особенностей восприятия СМИ и работы с ними. В-третьих, новыми для академических исследований являются выявление и оценка возникающих взаимосвязей внутренних и внешних медиакоммуникаций исследуемой целевой аудитории, характеристика влияния на медиапотребление студентов ДНР особенностей регионального медиапространства. В-четвертых, установлено, как студенты ДНР используют вузовские СМИ своих учебных заведений, какую информацию они оттуда чаще всего получают, насколько регулярно обращаются к этим СМИ и какие именно вузовские медиаресурсы являются наиболее популярными среди учащихся.
Степень и эффективность внедрения.
Основные положения диссертации отражены в пяти статьях. Одна статья опубликована в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Core Collection (Emerging Sources Citation Index). Две статьи опубликованы в изданиях, входящих в базу RSCI Web of Science. Две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета Московского университета.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для рекомендаций редакциям СМИ – как донбасским, так и российским, – создающим контент для молодежного медиапотребления, а также организациям, занимающимся проблемами молодежного медиаобразования, в том числе с помощью электронных ресурсов через социальные сети и платформы. Материалы исследования могут быть полезны воспитательным службам вузов для лучшего понимания поведения и мотиваций студента-медиапотребителя – как в ДНР, так и в остальной России, – а также для совершенствования оказываемой ими помощи молодежи Донбасса в процессе ее социальной адаптации после СВО. Данные, полученные в ходе исследования опроса, могут использоваться при планировании внеучебной работы со студентами и для контроля их времяпровождения в социальных сетях и на платформах, для рекомендаций по развитию вузовских и, в частности, студенческих СМИ. Выводы, сделанные на основе проведенного исследования, могут быть использованы для развития образовательного процесса в высшей школе ДНР, а также для совершенствования воспитательной и просветительской работы со студентами вузов этого региона, с учащейся молодежью других субъектов РФ.
| # | Название файла | Размер |
|---|---|---|
| 1 | Автореферат | 332 KB |
| 2 | Диссертация | 1 MB |
| 3 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 393 KB |
| 4 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 282 KB |
| 5 | Протокол приема диссертации к защите | 59 KB |