Диссертация

Москаленко Наталия Михайловна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение o выдаче диплома
  
Положительное заключение AK
  
Ha рассмотрении в AK
  
Положительная защита
20.11.2025 
Объявление опубликовано
14.11.2025 
Принят к защите
20.10.2025 
Заключение комиссии
17.10.2025 
Документы приняты
ФИО соискателя
Москаленко Наталия Михайловна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
24.12.2025 16:00
Место проведения защиты
125009, Москва, ул. Моховая - 9, стр. 1, ауд. 103
Научные руководители
Вартанова Елена Леонидовна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Дугин Евгений Яковлевич
Доктор наук Профессор
Грабельников Александр Анатольевич
Доктор наук Профессор
Казаков Александр Александрович
Доктор наук Доцент
Места выполнения работы
Московский государственный университет имени M.B.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальности
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
социологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90
Интернет-адрес объявления на федеральном информационном портале

Цель исследования – выявление и систематизация характеристик медиапотребления молодых людей, относящихся к цифровому поколению, постоянно проживающих в Донбассе и являющихся студентами вузов ДНР.

Актуальность исследования определяется тремя факторами, которые следует рассматривать в единстве.

Во-первых, в настоящее время Интернет, цифровые СМИ и социальные сети занимают важнейшее место в отечественной медиасистеме, а в медиапотреблении сегодняшней российской молодежи они играют главную роль. Это обусловлено тем, что данные ресурсы могут одновременно использоваться и в качестве собственно источников самой разнообразной информации, и как пространство для досугового времяпрепровождения, и для общения, тем более что все эти функции доступны с помощью мобильных устройств. Поэтому проблематика цифрового медиапотребления молодежи становится своего рода ключом к пониманию того медиапотребления, которое в ближайшем будущем окажется преобладающим в обществе.

Во-вторых, привязанность молодежи к цифровому медиапотреблению, специфика взаимодействия молодых людей с такими информационными ресурсами и влияние этого взаимодействия на социокультурные ориентиры личности и сообществ, состоящих из представителей данной возрастной группы, являются в настоящее время темами, которые активно разрабатываются исследователями. Таким образом, обращение к такой проблематике на примере локального молодежного сообщества региона, недавно вошедшего в состав России, с одной стороны, оказывается в фокусе исследовательского внимания, с другой стороны, дополняет имеющиеся на сегодняшний день наработки выводами, сделанными на малоизвестном эмпирическом материале.

В-третьих, студенческая молодежь ДНР представляет собой значительное по численности сообщество. Поэтому важно изучить, как, несмотря на внешние обстоятельства, осуществляется цифровое медиапотребление данной возрастной группы в этом регионе России.

Между тремя указанными факторами имеется очевидная связь. Усиливающаяся значимость цифрового медиапотребления и превращение его в неотъемлемую часть жизни молодежи способствуют росту внимания исследователей к проблемам, связанным с этими процессами. И исключительно актуальным становится рассмотрение медиапотребления молодого поколения в новом российском регионе, существующем в специфических условиях.

Объектом исследования является медиапотребление студентов Донбасса, обучающихся в вузах региона, после воссоединения ДНР с Россией. Предмет исследования – основные характеристики и социальный контекст медиапотребления студентов ДНР.

Методы. Эмпирические методы включали в себя прежде всего опрос 378 молодых людей преимущественно в возрасте 17–23 лет, которые учатся на разных курсах бакалавриата и магистратуры, а также на разных направлениях подготовки в крупнейших вузах ДНР, в том числе Донецком государственном университете (ДонГУ), Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (ДонНАСА), Донецком национальном техническом университете (ДонНТУ). Еще одним эмпирическим методом стал анализ материалов СМИ указанных вузов.

Эмпирическая база исследования представлена результатами опроса, проведенного в дистанционном формате и охватившего 378 студентов бакалавриата и магистратуры разных направлений подготовки и курсов ДонГУ, ДонНАСА и ДонНТУ, возраст основной части которых составляет от 17 до 23 лет, а также материалами сетевых СМИ этих вузов, отобранными по хронологическому принципу (приблизительно в период проведения опроса, а также до этого времени и после него) и представляющими собой характерные примеры новостного информационного контента (о событиях, связанных с учебной и внеучебной жизнью учащихся и сотрудников вузов). Эти материалы играют вспомогательную иллюстрирующую роль, поэтому их выбор осуществлялся по общим критериям (принадлежность СМИ, в которых они появлялись, указанным вузам и появление материалов в период, соотносимый с проведением опроса).

Использовавшаяся для опроса анкета состояла из закрытых вопросов, ответы на которые предполагали выбор из предложенного варианта ответов и отнесение особого мнения, не вписывавшегося в набор возможных ответов, в «другое» и «затрудняюсь ответить», а также открытых вопросов. Анкета включала в себя 42 вопроса (из них 4 вопроса по общим анкетным данным респондентов – вуз, курс, пол, возраст), поделенных на четыре смысловых блока. Вопросы первого блока касались медиаресурсов, к которым обращаются респонденты, а также восприятия содержащегося в них контента. Второй блок вопросов был призван выявить способы восприятия и интерпретаций поучаемой из этих медиаресурсов информации. Третий блок содержал вопросы, которые позволяли выявить влияние медиапотребления студентов на их коммуникации. Четвертый блок представлял собой вопросы, затрагивающие отношение студентов к вузовским СМИ. Анкетирование проводилось онлайн.

Хронологические рамки исследования определяются событиями «Русской весны» 2014 г., в результате которых появилась ДНР и в этой тогда еще непризнанной республике стала формироваться новая система СМИ, опиравшаяся на развитый медийный опыт региона, уходящий своими корнями в эпоху конца XIX – начала XX в. Таким образом, нижней хронологической рамкой работы стал 2014 г. Верхняя хронологическая рамка – конец 2023 г., когда студенты ДонГУ, ДонНАСА и ДонНТУ отвечали на вопросы анкеты. Верхняя хронологическая рамка также соотносится со временем, когда в современной России происходит интенсивная цифровизация медиапространства и развиваются сетевые коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования и их научная новизна.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты по данному региональному сообществу молодежи могут быть использованы для выяснения как того общего, что есть у студентов Донбасса с их сверстниками из вузов в остальной России, так и особенностей, отличающих молодежь данного субъекта РФ от представителей этого же поколения в других регионах страны. Такая информация важна прежде всего для поддержания и продолжения эффективной интеграции ДНР в Россию, равно как и для прогнозирования вероятных проблем, которые могут возникнуть в перспективе, когда активные деятели и свидетели «Русской весны», находящиеся в настоящее время на руководящих постах в регионе, будут постепенно замещаться теми, кто сегодня получает в Донбассе высшее образование.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материал диссертации может задействоваться при подготовке курсов обязательного общегуманитарного профиля, общих и специальных курсов по дисциплинам, связанным с журналистикой и медиакоммуникациями, с новыми медиа и работой с ними, при разработке и реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников медиаиндустрии, ориентированных на исследовательскую деятельность.

Научная новизна исследования проявляется в четырех аспектах. Во-первых, выявлено, что цифровые онлайн-СМИ в результате своего растущего влияния превращаются для студентов ДНР в основные источники информации и основную среду индивидуальной и социальной коммуникации. Показано, как изменяются форматы медиапотребления этих молодых людей и формируется их информационное меню. Во-вторых, определены характерные приемы использования и интерпретации медиаконтента, который студенты ДНР получают из СМИ. Эти приемы свидетельствуют о наличии у учащихся вузов Донбасса как общего с выявленными в исследованиях чертами молодежного медиапотребления, так и присущих им региональных особенностей восприятия СМИ и работы с ними. В-третьих, новыми для академических исследований являются выявление и оценка возникающих взаимосвязей внутренних и внешних медиакоммуникаций исследуемой целевой аудитории, характеристика влияния на медиапотребление студентов ДНР особенностей регионального медиапространства. В-четвертых, установлено, как студенты ДНР используют вузовские СМИ своих учебных заведений, какую информацию они оттуда чаще всего получают, насколько регулярно обращаются к этим СМИ и какие именно вузовские медиаресурсы являются наиболее популярными среди учащихся.

Степень и эффективность внедрения.

Основные положения диссертации отражены в пяти статьях. Одна статья опубликована в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Core Collection (Emerging Sources Citation Index). Две статьи опубликованы в изданиях, входящих в базу RSCI Web of Science. Две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета Московского университета.

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для рекомендаций редакциям СМИ – как донбасским, так и российским, – создающим контент для молодежного медиапотребления, а также организациям, занимающимся проблемами молодежного медиаобразования, в том числе с помощью электронных ресурсов через социальные сети и платформы. Материалы исследования могут быть полезны воспитательным службам вузов для лучшего понимания поведения и мотиваций студента-медиапотребителя – как в ДНР, так и в остальной России, – а также для совершенствования оказываемой ими помощи молодежи Донбасса в процессе ее социальной адаптации после СВО. Данные, полученные в ходе исследования опроса, могут использоваться при планировании внеучебной работы со студентами и для контроля их времяпровождения в социальных сетях и на платформах, для рекомендаций по развитию вузовских и, в частности, студенческих СМИ. Выводы, сделанные на основе проведенного исследования, могут быть использованы для развития образовательного процесса в высшей школе ДНР, а также для совершенствования воспитательной и просветительской работы со студентами вузов этого региона, с учащейся молодежью других субъектов РФ.