Диссертация

Канайлова Анна Олеговна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение o выдаче диплома
  
Положительное заключение AK
  
Ha рассмотрении в AK
  
Положительная защита
20.11.2025 
Объявление опубликовано
14.11.2025 
Принят к защите
20.10.2025 
Заключение комиссии
17.10.2025 
Документы приняты
ФИО соискателя
Канайлова Анна Олеговна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
24.12.2025 14:00
Место проведения защиты
125005, Москва, ул. Моховая - 9, стр. 1
Научные руководители
Макеенко Михаил Игоревич
Кандидат наук Доцент
Оппоненты
Тулупов Владимир Васильевич
Доктор наук Профессор
Дементьева Ксения Владимировна
Доктор наук Доцент
Нигматуллина Камилла Ренатовна
Доктор наук
Места выполнения работы
Московский государственный университет имени M.B.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальности
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90
Интернет-адрес объявления на федеральном информационном портале

Цель исследования – выявление ключевых типологических групп и функциональных характеристик городских новостных новых медиа и определение их позиции в городской системе создания и распространения новостного контента.

Актуальность темы исследования. В конце 2010-х – начале 2020-х гг. активно продолжающийся процесс цифровизации системы и процесса коммуникации привёл к тому, что всё большую роль в городских медиасистемах начали играть новые медиа, создаваемые на базе социальных платформ, в число которых входят многочисленные социальные сети и мессенджеры. Они перенимают часть функционала, ранее реализуемого только традиционными средствами массовой информации, и, переплетаясь с ними, формируют основу единого потока медиасообщений, включаясь таким образом в городскую систему распространения новостного контента и оказывая на неё заметное влияние. В силу доступности всего функционала социальных платформ и отсутствия необходимости регистрироваться в качестве средства массовой информации и нанимать штат сотрудников, в городском медиапространстве появляется большое количество неинституционализированных медиа, деятельность которых никакими редакционными стандартами и практиками не регламентируется. И многие из них включаются в городскую систему создания и распространения новостного контента.

Данный процесс затрагивает подавляющее большинство регионов и городов России, при этом нередко количество функционирующих на конкретной территории новых медиа с новостным контентом уже превышает количество официально зарегистрированных СМИ. В связи с этим актуальным является направление исследований, направленных на выявление их позиций в городских медиасистемах, понимание их текущего социального и коммуникационного функционала и возможностей влияния на трансформации систем сбора и обработки новостного контента. Изучение характеристик содержания городских новых медиа и выявление их подходов к работе с местной новостной повесткой и медиатекстами призвано способствовать формированию представлений о том, какую роль неинституционализированные акторы играют в городской новостной системе, какова их функционально обоснованная типология и как трансформируются (если трансформируются) в них журналистские подходы, традиционно лежавшие в основе освещения социально значимой тематики.

Объект исследования – система новых медиа, сформированная в пределах города пабликами «ВКонтакте» и каналами в «Telegram», ориентированными на публикацию новостного контента в качестве одного из основных видов информации. Предмет исследования – основные типологические и функциональные характеристики новостных новых медиа, связанные с их содержанием и структурой их материалов.

Методы исследования. В рамках работы важнейшими были характеристики акторов медиасистемы, которым было дано определение «оригинальные новые медиа» - паблики и каналы, администраторы / модераторы / редакторы / авторы которых работают только на социальных платформах и которые не являются платформенными ресурсами традиционных городских медиаорганизаций. Таким образом подчёркивалась неинституционализированность подобных медиа, которые представляют собой типологически или даже видово иные новостные ресурсы в сравнении с газетами, редакциями телевизионных новостей и новостными интернет-сайтами. В выборку вошли материалы 10 пабликов «ВКонтакте» и 9 Telegram-каналов, ориентированных на граждан, проживающих на территории г. Сочи: 7 и 6 из них – оригинальные новые медиа, а 3 и 3 – аккаунты традиционных СМИ на цифровых платформах соответственно.

В рамках исследования значимым было именно то, как функционируют новые медиа, освещая усредненную городскую жизнь экономически достаточно благополучного и политически стабильного крупного города с насыщенной медиасистемой. Именно этим был обусловлен выбор города для изучения. Сочи – динамично развивающийся крупный город, в который вкладываются значительные государственные и частные инвестиции и который регулярно привлекает значительное внимание федеральных властей и медиа в целом. Сочи отличается от других крупных, прежде всего «столичных», городов России, в первую очередь, тем, что в нём не обнаруживается какого-либо противостояния политических элит или групп интересов, что может влиять на расстановку акцентов в медиа и обеспечивать перевес сообщений определённой тематики.

Первым этапом исследования было проведение полуформализованных экспертных интервью с представителями сочинских СМИ и медиа. Данные, собранные в рамках анализа текстов интервью, позволили получить представление о характеристиках функционирования традиционных средств массовой информации в г. Сочи, о структуре городской медиасистемы и роли в ней новых медиа, что стало основой для формирования группы новых медиа, посты которых изучались на следующем этапе.

Период публикации материалов, взятых для исследования, – одна неделя с 05.12.2022 г. по 11.12.2022 г. Выбор данного периода – межсезонья, не отмеченного никакими крупными мероприятиями всероссийского или международного масштаба, часто проводимыми на территории Сочи, – обусловлен стремлением минимизировать риск появления в городском новостном потоке крупных инфоповодов, не привязанных к локальной проблематике, а также больших объёмов сезонного, «туристического» контента. Это позволило сосредоточиться на анализе представленности в медиа непосредственно городской жизни.

В качестве основного метода на втором этапе работы в работе был выбран контент-анализ. Суммарно закодировано 1644 поста: 1027 публикаций (постов), опубликованных в социальной сети «ВКонтакте», и 617 публикаций (постов), размещенных в мессенджере «Telegram». В рамках контент-анализа материалы были проанализированы по следующим параметрам: тип публикации, локализация объекта, характер постов, происхождение контента, тематика, пересекаемость материалов. Также была проведена работа по выделению (на обеих площадках) в отдельную группу постов с пересекающимися темами и осуществлён их качественный анализ с целью выявления характеристик отработки инфоповодов рассматриваемыми неинституционализированными медиа.

Теоретические и практические результаты и их новизна. Результаты проведённого исследования дополняют научное представление о функционировании новых медиа локального масштаба и их месте в городской медиасистеме, а также способствуют пониманию того, как происходит распределение новостных потоков в городских новых медиа, существующих исключительно на социальных платформах. Были установлены преобладающие подходы к работе с текстами и определены возможности городских новых медиа встроиться в нормативные рамки журналистской деятельности. Была сформирована типология городских новых медиа на основе нескольких критериев понимания их подходов к работе с контентом.

Локальное измерение проблемы позволило установить, как в рамках одного региона (города) решается вопрос сосуществования большого количества новых медиа, определить, в каком формате и с опорой на какие подходы они осуществляют свою деятельность и каковы их позиции в современных городских системах создания и распространения новостного контента. Апробированная в исследовании методика может быть использована для работы с городскими новыми медиа в других регионах. Это позволит расширить научное представление о неинституционализированных акторах городских медиасистем.

Степень и эффективность внедрения. Отдельные положения работы были представлены на трёх международных научных конференциях в 2021-2025 годах: Международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью «Коммуникация в современном мире» (20-22 мая 2021 г., Воронежский государственный университет); Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия» (5-6 февраля 2024 г., МГУ имени М.В. Ломоносова) и Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2024 году: творчество, профессия, индустрия» (6-7 февраля 2025 г., МГУ имени М.В. Ломоносова).

Основные результаты, положения и выводы диссертационного исследования представлены в четырёх научных работах, среди которых одна статья, опубликованная в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Core Collection (Emerging Sources Citation Index), и три статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета.

Область применения. Результаты исследования, разработанная методика работы с контентом новых медиа и предложенная классификация новостных ресурсов могут представлять интерес для научного сообщества, изучающего особенности и тенденции развития современных городских медиасистем (в частности, сегмента новых медиа), а также могут быть использованы в высших учебных заведениях для подготовки учебно-методических материалов в рамках дисциплин, посвящённых функционированию российской медиасистемы (на региональном / городском уровне). Кроме того, выявленные подходы к работе с контентом в городских пабликах и каналах могут быть полезны как администраторам «любительских» медиа, так и сотрудникам традиционных СМИ при организации их деятельности на социальных платформах.