Диссертация
Канайлова Анна Олеговна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Дементьева Ксения Владимировна
Доктор наук Доцент
Нигматуллина Камилла Ренатовна
Доктор наук
филологические науки
Цель исследования – выявление ключевых типологических групп и функциональных характеристик городских новостных новых медиа и определение их позиции в городской системе создания и распространения новостного контента.
Актуальность темы исследования. В конце 2010-х – начале 2020-х гг. активно продолжающийся процесс цифровизации системы и процесса коммуникации привёл к тому, что всё большую роль в городских медиасистемах начали играть новые медиа, создаваемые на базе социальных платформ, в число которых входят многочисленные социальные сети и мессенджеры. Они перенимают часть функционала, ранее реализуемого только традиционными средствами массовой информации, и, переплетаясь с ними, формируют основу единого потока медиасообщений, включаясь таким образом в городскую систему распространения новостного контента и оказывая на неё заметное влияние. В силу доступности всего функционала социальных платформ и отсутствия необходимости регистрироваться в качестве средства массовой информации и нанимать штат сотрудников, в городском медиапространстве появляется большое количество неинституционализированных медиа, деятельность которых никакими редакционными стандартами и практиками не регламентируется. И многие из них включаются в городскую систему создания и распространения новостного контента.
Данный процесс затрагивает подавляющее большинство регионов и городов России, при этом нередко количество функционирующих на конкретной территории новых медиа с новостным контентом уже превышает количество официально зарегистрированных СМИ. В связи с этим актуальным является направление исследований, направленных на выявление их позиций в городских медиасистемах, понимание их текущего социального и коммуникационного функционала и возможностей влияния на трансформации систем сбора и обработки новостного контента. Изучение характеристик содержания городских новых медиа и выявление их подходов к работе с местной новостной повесткой и медиатекстами призвано способствовать формированию представлений о том, какую роль неинституционализированные акторы играют в городской новостной системе, какова их функционально обоснованная типология и как трансформируются (если трансформируются) в них журналистские подходы, традиционно лежавшие в основе освещения социально значимой тематики.
Объект исследования – система новых медиа, сформированная в пределах города пабликами «ВКонтакте» и каналами в «Telegram», ориентированными на публикацию новостного контента в качестве одного из основных видов информации. Предмет исследования – основные типологические и функциональные характеристики новостных новых медиа, связанные с их содержанием и структурой их материалов.
Методы исследования. В рамках работы важнейшими были характеристики акторов медиасистемы, которым было дано определение «оригинальные новые медиа» - паблики и каналы, администраторы / модераторы / редакторы / авторы которых работают только на социальных платформах и которые не являются платформенными ресурсами традиционных городских медиаорганизаций. Таким образом подчёркивалась неинституционализированность подобных медиа, которые представляют собой типологически или даже видово иные новостные ресурсы в сравнении с газетами, редакциями телевизионных новостей и новостными интернет-сайтами. В выборку вошли материалы 10 пабликов «ВКонтакте» и 9 Telegram-каналов, ориентированных на граждан, проживающих на территории г. Сочи: 7 и 6 из них – оригинальные новые медиа, а 3 и 3 – аккаунты традиционных СМИ на цифровых платформах соответственно.
В рамках исследования значимым было именно то, как функционируют новые медиа, освещая усредненную городскую жизнь экономически достаточно благополучного и политически стабильного крупного города с насыщенной медиасистемой. Именно этим был обусловлен выбор города для изучения. Сочи – динамично развивающийся крупный город, в который вкладываются значительные государственные и частные инвестиции и который регулярно привлекает значительное внимание федеральных властей и медиа в целом. Сочи отличается от других крупных, прежде всего «столичных», городов России, в первую очередь, тем, что в нём не обнаруживается какого-либо противостояния политических элит или групп интересов, что может влиять на расстановку акцентов в медиа и обеспечивать перевес сообщений определённой тематики.
Первым этапом исследования было проведение полуформализованных экспертных интервью с представителями сочинских СМИ и медиа. Данные, собранные в рамках анализа текстов интервью, позволили получить представление о характеристиках функционирования традиционных средств массовой информации в г. Сочи, о структуре городской медиасистемы и роли в ней новых медиа, что стало основой для формирования группы новых медиа, посты которых изучались на следующем этапе.
Период публикации материалов, взятых для исследования, – одна неделя с 05.12.2022 г. по 11.12.2022 г. Выбор данного периода – межсезонья, не отмеченного никакими крупными мероприятиями всероссийского или международного масштаба, часто проводимыми на территории Сочи, – обусловлен стремлением минимизировать риск появления в городском новостном потоке крупных инфоповодов, не привязанных к локальной проблематике, а также больших объёмов сезонного, «туристического» контента. Это позволило сосредоточиться на анализе представленности в медиа непосредственно городской жизни.
В качестве основного метода на втором этапе работы в работе был выбран контент-анализ. Суммарно закодировано 1644 поста: 1027 публикаций (постов), опубликованных в социальной сети «ВКонтакте», и 617 публикаций (постов), размещенных в мессенджере «Telegram». В рамках контент-анализа материалы были проанализированы по следующим параметрам: тип публикации, локализация объекта, характер постов, происхождение контента, тематика, пересекаемость материалов. Также была проведена работа по выделению (на обеих площадках) в отдельную группу постов с пересекающимися темами и осуществлён их качественный анализ с целью выявления характеристик отработки инфоповодов рассматриваемыми неинституционализированными медиа.
Теоретические и практические результаты и их новизна. Результаты проведённого исследования дополняют научное представление о функционировании новых медиа локального масштаба и их месте в городской медиасистеме, а также способствуют пониманию того, как происходит распределение новостных потоков в городских новых медиа, существующих исключительно на социальных платформах. Были установлены преобладающие подходы к работе с текстами и определены возможности городских новых медиа встроиться в нормативные рамки журналистской деятельности. Была сформирована типология городских новых медиа на основе нескольких критериев понимания их подходов к работе с контентом.
Локальное измерение проблемы позволило установить, как в рамках одного региона (города) решается вопрос сосуществования большого количества новых медиа, определить, в каком формате и с опорой на какие подходы они осуществляют свою деятельность и каковы их позиции в современных городских системах создания и распространения новостного контента. Апробированная в исследовании методика может быть использована для работы с городскими новыми медиа в других регионах. Это позволит расширить научное представление о неинституционализированных акторах городских медиасистем.
Степень и эффективность внедрения. Отдельные положения работы были представлены на трёх международных научных конференциях в 2021-2025 годах: Международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью «Коммуникация в современном мире» (20-22 мая 2021 г., Воронежский государственный университет); Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия» (5-6 февраля 2024 г., МГУ имени М.В. Ломоносова) и Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2024 году: творчество, профессия, индустрия» (6-7 февраля 2025 г., МГУ имени М.В. Ломоносова).
Основные результаты, положения и выводы диссертационного исследования представлены в четырёх научных работах, среди которых одна статья, опубликованная в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Core Collection (Emerging Sources Citation Index), и три статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета.
Область применения. Результаты исследования, разработанная методика работы с контентом новых медиа и предложенная классификация новостных ресурсов могут представлять интерес для научного сообщества, изучающего особенности и тенденции развития современных городских медиасистем (в частности, сегмента новых медиа), а также могут быть использованы в высших учебных заведениях для подготовки учебно-методических материалов в рамках дисциплин, посвящённых функционированию российской медиасистемы (на региональном / городском уровне). Кроме того, выявленные подходы к работе с контентом в городских пабликах и каналах могут быть полезны как администраторам «любительских» медиа, так и сотрудникам традиционных СМИ при организации их деятельности на социальных платформах.
| # | Название файла | Размер |
|---|---|---|
| 1 | Автореферат | 359 KB |
| 2 | Диссертация | 4 MB |
| 3 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 390 KB |
| 4 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 277 KB |
| 5 | Протокол приема диссертации к защите | 59 KB |