Диссертация
Кузнецова Екатерина Андреевна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Доктор наук Профессор
Селютин Владимир Дмитриевич
Доктор наук Профессор
Байгушева Инна Анатольевна
Доктор наук Доцент
педагогические науки
Объект исследования – процесс обучения математике будущих бакалавров профиля «Финансы и страхование» в вузе.
Предмет исследования – формирование профессионально-математической компетентности будущих бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» посредством методической системы.
Цель исследования – разработка и экспериментальная проверка результативности методической системы обучения математике будущих бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование», направленной на формирование профессионально-математической компетентности.
Методы исследования: теоретические (анализ научных трудов, законодательных актов, профессиональных стандартов, сопряженных с профессиональной деятельностью будущего финансиста-страховщика, государственных программ, определяющих актуальные стратегии развития образования, методических разработок, педагогической литературы); эмпирические (проведение анкетирования студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Финансы и страхование», наблюдение за формированием и развитием профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков в процессе профессионально-математического обучения, интервьюирование педагогов профильно-математических дисциплин вузов, организация и проведение педагогического эксперимента); универсальные методы – анализ, синтез, аналогия, исследование научно-методической, математической литературы; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов на базе методов математической статистики.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков, заключающиеся в выделении соответствующего профессионально-математического аппарата, необходимого в процессе изучения дисциплин профессионально-математического блока, а также в моделировании ситуаций будущей профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин математического блока; формулировке определения понятия «профессионально-математическая компетентность» будущих бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» и установлении его структуры, состоящей из мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов; разработке критериально-диагностического аппарата измерения высокого, среднего и низкого уровней компонентов профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков с применением балльно-рейтинговой системы вуза (приведен метод расчета уровня итоговой сформированной профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков).
Практическая значимость исследования состоит в создании методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущего бакалавра направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» для подготовки в формате прикладного бакалавриата; разработаны и экспериментально проверены в педагогической практике средства обучения - авторские учебные программы по дисциплинам «Статистика», «Практикум по финансовой математике», «Финансовые риски», авторское учебное пособие «Основы теории статистики», разработаны и апробированы комплексы оценочных средств по дисциплинам «Статистика», «Практикум по финансовой математике», «Финансовые риски», электронно-учебные методические комплексы (ЭУМК) для дисциплин «Практикум по финансовой математике», «Статистика», «Финансовые риски», включенные в цифровую среду вуза; сформирован банк ситуационных профессионально-математических задач, способствующих результативному формированию профессионально-математической компетентности будущего финансиста-страховщика
В заключении обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы основные выводы:
1. На основе установленных межпредметных связей между дисциплинами математического и профессионально-математического блоков разработана модель методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков.
2. Предложенная модель методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущих бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование», содержащая целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативные блоки, оказалась результативной.
3. Организация профессионально-математической подготовки будущих финансистов-страховщиков с опорой на разработанный учебно-методический комплекс, включающий в себя авторские учебные программы, комплексы профессионально-ориентированных задач моделирующих профессиональную деятельность, электронно-учебные методические курсы способствовали эффективному формированию профессионально-математической компетентности будущих бакалавров указанного направления и профиля подготовки.
| # | Название файла | Размер |
|---|---|---|
| 1 | Протокол приема диссертации к защите | 60 KB |
| 2 | Диссертация | 6 MB |
| 3 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 1 MB |
| 4 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 846 KB |
| 5 | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | 391 KB |
| 6 | Автореферат | 1 MB |