Диссертация

Кузнецова Екатерина Андреевна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение o выдаче диплома
  
Положительное заключение AK
  
Ha рассмотрении в AK
  
Положительная защита
14.10.2025 
Объявление опубликовано
02.10.2025 
Принят к защите
01.10.2025 
Заключение комиссии
30.09.2025 
Документы приняты
ФИО соискателя
Кузнецова Екатерина Андреевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
04.12.2025 16:45
Место проведения защиты
Москва, Ленинские Горы, д. 1.
Научные руководители
Червова Альбина Александровна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Каракозов Сергей Дмитриевич
Доктор наук Профессор
Селютин Владимир Дмитриевич
Доктор наук Профессор
Байгушева Инна Анатольевна
Доктор наук Доцент
Места выполнения работы
Шуйский филиал Ивановского государственного университета, кафедрв математики, информатики и методики обучения математико-технологического факультета
Специальности
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (математика, математика и механика)
педагогические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 910 459-92-80

Объект исследования – процесс обучения математике будущих бакалавров профиля «Финансы и страхование» в вузе.

Предмет исследования – формирование профессионально-математической компетентности будущих бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» посредством методической системы.

Цель исследования – разработка и экспериментальная проверка результативности методической системы обучения математике будущих бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование», направленной на формирование профессионально-математической компетентности.

Методы исследования: теоретические (анализ научных трудов, законодательных актов, профессиональных стандартов, сопряженных с профессиональной деятельностью будущего финансиста-страховщика, государственных программ, определяющих актуальные стратегии развития образования, методических разработок, педагогической литературы); эмпирические (проведение анкетирования студентов направления подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Финансы и страхование», наблюдение за формированием и развитием профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков в процессе профессионально-математического обучения, интервьюирование педагогов профильно-математических дисциплин вузов, организация и проведение педагогического эксперимента); универсальные методы – анализ, синтез, аналогия, исследование научно-методической, математической литературы; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов на базе методов математической статистики.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков, заключающиеся в выделении соответствующего профессионально-математического аппарата, необходимого в процессе изучения дисциплин профессионально-математического блока, а также в моделировании ситуаций будущей профессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин математического блока; формулировке определения понятия «профессионально-математическая компетентность» будущих бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» и установлении его структуры, состоящей из мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов; разработке критериально-диагностического аппарата измерения высокого, среднего и низкого уровней компонентов профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков с применением балльно-рейтинговой системы вуза (приведен метод расчета уровня итоговой сформированной профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков).

Практическая значимость исследования состоит в создании методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущего бакалавра направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование» для подготовки в формате прикладного бакалавриата; разработаны и экспериментально проверены в педагогической практике средства обучения - авторские учебные программы по дисциплинам «Статистика», «Практикум по финансовой математике», «Финансовые риски», авторское учебное пособие «Основы теории статистики», разработаны и апробированы комплексы оценочных средств по дисциплинам «Статистика», «Практикум по финансовой математике», «Финансовые риски», электронно-учебные методические комплексы (ЭУМК) для дисциплин «Практикум по финансовой математике», «Статистика», «Финансовые риски», включенные в цифровую среду вуза; сформирован банк ситуационных профессионально-математических задач, способствующих результативному формированию профессионально-математической компетентности будущего финансиста-страховщика

В заключении обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы основные выводы:

1. На основе установленных межпредметных связей между дисциплинами математического и профессионально-математического блоков разработана модель методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков.

2. Предложенная модель методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущих бакалавров направления «Экономика» профиля «Финансы и страхование», содержащая целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативные блоки, оказалась результативной.

3. Организация профессионально-математической подготовки будущих финансистов-страховщиков с опорой на разработанный учебно-методический комплекс, включающий в себя авторские учебные программы, комплексы профессионально-ориентированных задач моделирующих профессиональную деятельность, электронно-учебные методические курсы способствовали эффективному формированию профессионально-математической компетентности будущих бакалавров указанного направления и профиля подготовки.