Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Давлетшина Майя Ильдаровна

Кандидат наук

Статус диссертации

29.11.2023 
Диплом Кандидат наук
20.11.2023 
Решение о выдаче диплома
13.10.2023 
Положительное заключение АК
05.09.2023 
На рассмотрении в АК
21.07.2023 
Положительная защита
15.06.2023 
Объявление опубликовано
14.06.2023 
Принят к защите
13.06.2023 
Заключение комиссии
09.06.2023 
Документы приняты
ФИО соискателя
Давлетшина Майя Ильдаровна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 1541 от 29.11.2023
Дата и время защиты
21.07.2023 11:00
Место проведения защиты
Москва, ул. Моховая - 9, стр. 1, ауд. 103
Научный руководитель
Вырковский Андрей Владимирович
Доктор наук Доцент
Оппоненты
Фролова Татьяна Ивановна
Доктор наук Доцент
Владимирова Татьяна Николаевна
Доктор наук Доцент
Казаков Александр Александрович
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования – выявление основных характеристик медиапотребления детей младшего школьного возраста (8-10 лет) и определение роли родителей в процессах медиапотребления детей. Актуальность темы исследования. Взросление современных детей протекает в принципиально иных условиях в сравнении с поколениями, родившимися даже в начале 1990-х гг.: медиа стали как никогда доступны – дети с самого раннего возраста начинают свое взаимодействие с ними. Детство детей происходит в глубоко медиатизированной среди – многие знания о мире дети получают именно из медиа. Некоторые изменения претерпел и контекст детского медиапотребления – дети стали использовать медиа значительно больше, чем предыдущие поколения; контент, предназначенный для взрослой аудитории, стал для них гораздо доступнее, при этом медиапрактики стали гораздо более персонализированными.

Все эти процессы происходят с детьми в наиболее насыщенный период развития их личности – именно в детском возрасте формируются определенные привычки, фиксируются различные поведенческие модели. Принципиально важным является изучение медиапрактик детей, которые пребывают в так называемых «пограничных» возрастах – эти периоды знаменуются существенными психологическими и физиологическими изменениями. В частности, таким возрастом является возраст 8-10 лет – дети пребывают в завершающем периоде эпохи детства.

При этом многое о медиапрактиках данной группы остается неизвестным. Детская аудитория до 12 лет является одной из наименее изученных, потому что она не в полном объеме попадает в выборку единого российского медиаизмерителя Mediascope и социологических центров, достаточно редко выступает объектом научных исследований. Прежде всего это связано с тем, что детская аудитория является достаточно труднодоступной и сложной в изучении, в том числе из-за существующих законодательных ограничений и ограничениях в методах, которые могут применяться в исследованиях данной аудитории и которые непосредственно связаны с особенностями развития детской психики.

Объект исследования – детское медиапотребление в условиях цифровизации медиаконтента, каналов его распространения и средств получения и воспроизведения, а предмет – использование традиционных и новых медиа детьми младшего школьного возраста, проживающими в г. Москве, и влияние родителей на данные процессы.

Методы исследования. Дизайн данного исследования – смешанный, он представляет собой комбинацию количественных и качественных методов сбора эмпирических данных – анкетирование детей и индивидуальные исследовательские интервью с родителями.

Выборка для проведения анкетирования формировалась кластерно-гнездовым медотом. Сначала были отобраны четыре школы г. Москвы (ГБОУ школа № 1558; ГБОУ школа № 1532; ГБОУ школа № 1315; ГБОУ школа № 46), затем был проведен опрос учащихся третьих классов этих школ (в финальную выборку вошли 142 анкеты).

Учитывая особенности возраста респондентов, для сбора дополнительной информации, а также для валидации результатов опроса детей и расширения возможностей авторской интерпретации полученных результатов, были проведены 24 качественных полуформализированных исследовательских интервью с родителями детей.

В исследовании реализована согласованная триангуляционная модель с объединенными результатами: сбор данных в отдельных исследованиях (количественные и качественные данные), которые были проанализированы независимо друг от друга, но результаты анализа на финальном этапе сопоставлены для более глубокого понимания изучаемого явления.

Основными методами, использованными при работе над теоретической частью диссертации, являются сопоставление, обобщение и сравнительно-описательный метод, позволивший классифицировать результаты, содержащиеся в научных работах предшественников.

Теоретические и практические результаты и их новизна. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для комплексного изучения детского медиапотребления в России в цифровую эпоху. Выводы, сделанные в исследовании, подтверждают необходимость изучения воздействия цифровых технологий на детей. Теоретические положения о детской аудитории медиа, представленные в данной диссертации, могут быть использованы при подготовке медиаисследователей и журналистов.

Практическое значение результатов исследования может быть обосновано возможностью использовать полученные результаты в обучении детей для развития у них необходимых навыков эффективного использования медиа.

Научная новизна исследования обосновывается тем, что детская аудитория медиа до 12 лет остается одной из наименее изученных в российской науке. В данной диссертации впервые описаны характеристики медиапотребления детей младшего школьного возраста, родившихся на рубеже первого столетия XXI в. и проживающих в г. Москве, описан опыт использования детской аудиторией четырех видов медиа (ТВ, радио, печатные СМИ, Интернет), определены и проанализированы основные причины низкого интереса детей к некоторым традиционным видам медиа, выявлены родительские стратегии в отношении детского медиапотребления.

Степень и эффективность внедрения. Материалы диссертационного исследования были апробированы на научных конференциях: Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия. Международная научно-практическая конференция, Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, 03-05 февраля 2022; Тринадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации-2021, Москва, Россия, 18-19 ноября 2021 г.»; Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия. Международная научно-практическая конференция, Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, 6-8 февраля 2020 г.

Основные положения диссертации отражены в четырех статьях. Две статьи опубликованы в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Emerging Sources Citation Index, две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского государственного университета.

Область применения. Результаты исследования могут представлять интерес как для научного сообщества, которое изучает детское медиапотребление в России, так и для профессионалов медиаиндустрии, образовательных учреждений, государственных и частных корпораций, которые в своей работе взаимодействуют с детской аудиторией. Эмпирические результаты исследования также могут быть полезны психологам, социологам, которые изучают современных детей и обстоятельства их взросления. Полученные данные могут представлять интерес и для родителей современных детей, потому что в работе подробно анализируются родительские стратегии в отношении медиапотребления детей – выявляются плюсы и минусы каждой из существующих стратегий.