Диссертация

Солопова Анастасия Алексеевна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение о выдаче диплома
  
Положительное заключение АК
  
На рассмотрении в АК
  
Положительная защита
14.05.2025 
Объявление опубликовано
06.05.2025 
Принят к защите
25.04.2025 
Заключение комиссии
15.04.2025 
Документы приняты
ФИО соискателя
Солопова Анастасия Алексеевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
20.06.2025 15:00
Место проведения защиты
119991 ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ имени М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.
Научный руководитель
Беликов Алексей Евгеньевич
Кандидат наук
Оппоненты
Александрова Татьяна Львовна
Доктор наук
Школьникова Ольга Юрьевна
Доктор наук
Котова Анастасия Викторовна
Кандидат наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Филологический факультет, Кафедра классической филологии
Специальность
5.9.7. Классическая, византийская и новогреческая филология
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+74959393271

Диссертационное исследование посвящено анализу функций цветообозначений в поэзии Публия Овидия Назона. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью роли хроматической лексики в античной литературе, несмотря на её значимость для создания художественных образов и эмоциональной насыщенности текста. Цель исследования — выявить особенности использования цветообозначений у Овидия, их семантические характеристики, функции и отличие от практики других римских поэтов, таких как Вергилий, Проперций и Тибулл.

В работе применяются методы корпусного, семантического и интертекстуального анализа, что позволяет систематизировать хроматическую лексику и определить её роль в поэтической системе Овидия. Исследование охватывает весь поэтический корпус автора, включая «Метаморфозы», «Фасты», любовные элегии и другие произведения. Научная новизна заключается в комплексном подходе к изучению цветообозначений, объединяющем количественный, функциональный и сравнительный анализ.

Результаты исследования показали, что Овидий использует 89 колоративов, среди которых наиболее частотными являются обозначения белого (candidus, albus), черного (ater, niger) и красного (rubor, purpureus) цветов. Выделены три основные функции цветообозначений: описательная (60% случаев), аллегорическая (25%) и эмблематическая (15%). Цветообозначения у Овидия служат не только для визуализации образов, но и для передачи эмоций, символики и риторических акцентов. Например, красный цвет ассоциируется со страстью и гневом, белый — с чистотой и эстетической ценностью, а черный подчёркивает драматизм и траурные мотивы.

Сравнительный анализ демонстрирует, что Овидий отличается от современников большим разнообразием цветовой лексики и уникальными колоративами (например, albidus, subrubeo), которые редко встречаются у других авторов. Его стиль характеризуется осознанным использованием цвета для усиления эмоционального воздействия и создания мотивных перекличек. Исследование также подтверждает, что анализ хроматической лексики может служить критерием для атрибуции спорных текстов.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке методики анализа цветообозначений, применимой к другим античным авторам. Практическая ценность состоит в возможности использования результатов в учебных курсах по античной литературе и латинскому языку. Диссертация вносит вклад в классическую филологию, расширяя понимание поэтики Овидия и роли цвета в римской литературе. Основные положения исследования опубликованы в научных статьях и представлены на международных конференциях.