Диссертация

Лапук Екатерина Вячеславовна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение о выдаче диплома
  
Положительное заключение АК
  
На рассмотрении в АК
  
Положительная защита
16.04.2024 
Объявление опубликовано
03.04.2024 
Принят к защите
02.04.2024 
Заключение комиссии
22.03.2024 
Документы приняты
Тема диссертации

Характеристики содержания и формы телевизионных новостей в условиях цифровизации

ФИО соискателя
Лапук Екатерина Вячеславовна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
22.05.2024 14:00
Место проведения защиты
125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1, ауд. 103
Научный руководитель
Щепилова Галина Германовна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Шестеркина Людмила Петровна
Доктор наук Доцент
Дугин Евгений Яковлевич
Доктор наук Профессор
Ильченко Сергей Николаевич
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра телевидения и радиовещания
Специальность
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования – выявить на основе чешских новостных материалов изменения в содержании и форме телевизионных новостей за тридцатидвухлетний период.

Актуальность исследования. Одним из ключевых факторов наблюдаемых в начале XXI столетия масштабных социальных изменений является цифровизация, затронувшая многие сферы человеческой деятельности, в том числе медиакоммуникации и журналистику. На фоне развития информационно-коммуникационных технологий формируется единое медиапространство, в котором сосуществуют традиционные и новые медиа, профессиональная журналистика и блогосфера. Появление большого количества онлайн-платформ, позволяющих создавать и распространять сообщения, стало причиной падения тиражей и охватов печатных изданий – газет и журналов. Тем не менее выпуски новостей на телевидении остаются одним из главных источников актуальной информации для аудитории. Отчасти это связано с тем, что охват телевидения почти совпадает с населением достаточно большого количества стран, тогда как к настоящему моменту охват Интернета ещё уступает такому показателю.

Лишившись монополии на создание и распространение новостей, классические СМИ, в том числе и телевидение, столкнулись с проблемами усиления конкуренции и борьбы за аудиторию. В совокупности с технологическими изменениями, обусловившими, например, облегчение доступа журналистов к актуальным видеоматериалам, это не могло не вызвать изменений в производимых телевизионными редакциями новостных медиатекстах. Не стоит забывать о том, что телевидение благодаря своей звукозрительной, воздействующей на чувства природе обладает высоким потенциалом формирования общественного мнения, что также определяет необходимость более пристального внимания к трансформациям телевизионных журналистских произведений.

Телевизионные новости представляют собой поликодовые медиатексты, в которых с точки зрения формы сочетаются вербальные, звуковые, визуальные и аудиовизуальные составляющие. На содержательном уровне к данному перечню добавляются жанровый и стилистический, риторический, проблемно-тематический, идеологический и культурный коды. Кроме того, телевизионные новости в контексте авторства могут быть как коллегиальными (речь идёт об информационных сообщениях, или заметках), так и авторскими (например, репортажи). Наличие автора-журналиста подразумевает возможность анализа подобных материалов на предмет использования средств художественной выразительности и выявления характеристик авторского стиля. К тому же телевизионные новости являются экранным произведением, а любому экранному произведению свойственна определённая степень художественности и субъективности. Такое количество характеристик телевизионной новости может способствовать привлечению внимания, выделению телевизионных новостей в качестве источника информации на фоне огромного разнообразия сообщений в других офлайновых и онлайновых массмедиа. Мы предполагаем, что телевизионные новости, обладающие сложной, поликодовой природой, скорее всего, подверглись влиянию технологических изменений последних лет как минимум на каком-нибудь из перечисленных уровней. Значительная часть исследований телевизионных новостей посвящена изучению их содержательных характеристик, тогда как данная работа включает достаточно редкий анализ характеристик формы таких медиатекстов.

Объект диссертационного исследования – телевизионные новости Чешской Республики 1989, 2005 и 2021 гг. Предметом исследования является трансформация характеристик формы и содержания телевизионных новостей.

Методология исследования. В исследовании были выбраны три периода – конец 1980-х гг., середина 2000-х гг., а также наиболее современный к моменту написания работы этап. Так, нами рассматривались три года – 1989, 2005 и 2021, – иллюстрирующие соответствующие тенденции каждого из периодов.

На втором этапе проводился отбор ежедневных выпусков телевизионных новостей внутри периодов. Использовался следующий алгоритм: месяцы для анализа были выбраны на основании деления года, состоящего из 12 месяцев, на три части; при таком делении март, июль и ноябрь оказываются третьими месяцами каждой трети года. В каждом месяце была выбрана третья по счёту неделя. Итак, анализировались выпуски новостей за третью неделю марта, третью неделю июля и третью неделю ноября 1989 г., 2005 г. и 2021 г. (всего девять недель).

Эмпирическим объектом исследования стали ежедневные итоговые выпуски новостей на первом канале телевидения Чешской Республики «Ческа телевизе 1» (Česká televize 1). В работе представлены результаты анализа 63 выпусков новостей (21 выпуск за каждый период). Различные категории контент-анализа требуют различных единиц анализа, поэтому в работе выделены три вида единиц анализа: собственно телевизионные новости, синхроны (фрагменты интервью, являющиеся структурным элементом телевизионных новостей) и кадры. В исследовании проведён анализ 1608 телевизионных новостей, 2755 синхронов и 19700 кадров.

Контент-анализ содержания телевизионных новостей включает четыре группы категорий: тематика (политика, общество и социальные проблемы, здравоохранение, экономика, стихийные бедствия/катастрофы/аварии, криминал/судебные разбирательства, история, культура, наука, военная тематика, погода, спорт, стиль жизни, природа, космос, другое) и география материалов (новости национальные и международные – 7 групп и 2 подгруппы), источники информации (участники – 6 групп и 16 подгрупп, очевидцы, эксперты), а также жанры (информационные сообщения, выступление (монолог), репортаж, интервью, анонс и зарисовка).

Контент-анализ формы телевизионных новостей также включает четыре группы категорий: аудиовизуальные и технические характеристики (категории: хронометраж, тип съёмки, тип трансляции, структурные особенности, архивные кадры, длина кадра, количество кадров), визуальные характеристики (крупность планов, инфографика, цвет, анимация, визуальная метафора, фотографии, цитата), аудиальные (музыка) и монтажные характеристики (вид монтажных переходов).

Теоретические и практические результаты и их новизна. Теоретическая значимость работы заключается в восполнении пробелов в характеристике тележурналистики Чешской Республики, а также в формировании критериев для эмпирического изучения телевизионных новостей и апробации предложенной методологии, которая может быть применена в дальнейшем исследовании как теленовостей, так и документальных фильмов, телепрограмм, аудиовизуальной рекламы.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в образовательном процессе на факультетах и кафедрах журналистики.

Новизна работы обусловлена тем, что в научном дискурсе отсутствуют исследования, фиксирующие изменения характеристик формы телевизионной новости с течением лет. Проблема исследования связана с недостатком сведений о характере изменения телевизионной новости как одного из ключевых офлайновых журналистских медиатекстов и необходимостью формирования критериев анализа аудиовизуальных новостных материалов, – необходимостью, очевиднее проявившейся со стремительным увеличением объёмов медиаконтента. Выявлено, что медиаконвергенция повлияла на форму телевизионной новости: значительно увеличилось количество пользовательского контента, инфографики и статичных изображений, появились кадры автопортретной съёмки и цитаты. Как следствие, определено, что телевизионные новости постепенно адаптируются к мультимедийной онлайн-среде, в которой медиатексты создают как профессиональные журналисты, так и представители аудитории. Однако установлено, что телевизионные новости обладают и некоторыми стабильными, не меняющимися с годами характеристиками (например, в аспекте крупности планов или минимизации кадров вертикальной съёмки), что характеризует телевизионные новости как медиатексты самостоятельного, особого массмедиа – телевидения.

Степень и эффективность внедрения. Материалы диссертационного исследования были апробированы на международных научно-практических конференциях «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия», «Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия», «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2022, 2023 гг.), «Ломоносов–2023».

Основные положения диссертации отражены в пяти статьях. Три статьи опубликованы в изданиях, входящих в базы Scopus и/или Web of Science Core Collection (Emerging Sources Citation Index), и две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета Московского университета.

Область применения. Результаты исследования могут представлять интерес как для научного сообщества, занимающегося изучением аудиовизуального медиаконтента, так и для образовательных учреждений, готовящих бакалавров и магистров по направлению «Журналистика». В исследовании разработана и апробирована комплексная методология анализа аудиовизуального журналистского произведения, которая может применяться не только к телевизионным новостям, но и к другим типам содержания – документальным фильмам, сложносоставным телепрограммам, видеорекламе.