Диссертация
Лапук Екатерина Вячеславовна
Кандидат наук
Статус диссертации
Характеристики содержания и формы телевизионных новостей в условиях цифровизации
Доктор наук Профессор
Доктор наук Доцент
Дугин Евгений Яковлевич
Доктор наук Профессор
Ильченко Сергей Николаевич
Доктор наук Доцент
филологические науки
Цель исследования – выявить на основе чешских новостных материалов изменения в содержании и форме телевизионных новостей за тридцатидвухлетний период.
Актуальность исследования. Одним из ключевых факторов наблюдаемых в начале XXI столетия масштабных социальных изменений является цифровизация, затронувшая многие сферы человеческой деятельности, в том числе медиакоммуникации и журналистику. На фоне развития информационно-коммуникационных технологий формируется единое медиапространство, в котором сосуществуют традиционные и новые медиа, профессиональная журналистика и блогосфера. Появление большого количества онлайн-платформ, позволяющих создавать и распространять сообщения, стало причиной падения тиражей и охватов печатных изданий – газет и журналов. Тем не менее выпуски новостей на телевидении остаются одним из главных источников актуальной информации для аудитории. Отчасти это связано с тем, что охват телевидения почти совпадает с населением достаточно большого количества стран, тогда как к настоящему моменту охват Интернета ещё уступает такому показателю.
Лишившись монополии на создание и распространение новостей, классические СМИ, в том числе и телевидение, столкнулись с проблемами усиления конкуренции и борьбы за аудиторию. В совокупности с технологическими изменениями, обусловившими, например, облегчение доступа журналистов к актуальным видеоматериалам, это не могло не вызвать изменений в производимых телевизионными редакциями новостных медиатекстах. Не стоит забывать о том, что телевидение благодаря своей звукозрительной, воздействующей на чувства природе обладает высоким потенциалом формирования общественного мнения, что также определяет необходимость более пристального внимания к трансформациям телевизионных журналистских произведений.
Телевизионные новости представляют собой поликодовые медиатексты, в которых с точки зрения формы сочетаются вербальные, звуковые, визуальные и аудиовизуальные составляющие. На содержательном уровне к данному перечню добавляются жанровый и стилистический, риторический, проблемно-тематический, идеологический и культурный коды. Кроме того, телевизионные новости в контексте авторства могут быть как коллегиальными (речь идёт об информационных сообщениях, или заметках), так и авторскими (например, репортажи). Наличие автора-журналиста подразумевает возможность анализа подобных материалов на предмет использования средств художественной выразительности и выявления характеристик авторского стиля. К тому же телевизионные новости являются экранным произведением, а любому экранному произведению свойственна определённая степень художественности и субъективности. Такое количество характеристик телевизионной новости может способствовать привлечению внимания, выделению телевизионных новостей в качестве источника информации на фоне огромного разнообразия сообщений в других офлайновых и онлайновых массмедиа. Мы предполагаем, что телевизионные новости, обладающие сложной, поликодовой природой, скорее всего, подверглись влиянию технологических изменений последних лет как минимум на каком-нибудь из перечисленных уровней. Значительная часть исследований телевизионных новостей посвящена изучению их содержательных характеристик, тогда как данная работа включает достаточно редкий анализ характеристик формы таких медиатекстов.
Объект диссертационного исследования – телевизионные новости Чешской Республики 1989, 2005 и 2021 гг. Предметом исследования является трансформация характеристик формы и содержания телевизионных новостей.
Методология исследования. В исследовании были выбраны три периода – конец 1980-х гг., середина 2000-х гг., а также наиболее современный к моменту написания работы этап. Так, нами рассматривались три года – 1989, 2005 и 2021, – иллюстрирующие соответствующие тенденции каждого из периодов.
На втором этапе проводился отбор ежедневных выпусков телевизионных новостей внутри периодов. Использовался следующий алгоритм: месяцы для анализа были выбраны на основании деления года, состоящего из 12 месяцев, на три части; при таком делении март, июль и ноябрь оказываются третьими месяцами каждой трети года. В каждом месяце была выбрана третья по счёту неделя. Итак, анализировались выпуски новостей за третью неделю марта, третью неделю июля и третью неделю ноября 1989 г., 2005 г. и 2021 г. (всего девять недель).
Эмпирическим объектом исследования стали ежедневные итоговые выпуски новостей на первом канале телевидения Чешской Республики «Ческа телевизе 1» (Česká televize 1). В работе представлены результаты анализа 63 выпусков новостей (21 выпуск за каждый период). Различные категории контент-анализа требуют различных единиц анализа, поэтому в работе выделены три вида единиц анализа: собственно телевизионные новости, синхроны (фрагменты интервью, являющиеся структурным элементом телевизионных новостей) и кадры. В исследовании проведён анализ 1608 телевизионных новостей, 2755 синхронов и 19700 кадров.
Контент-анализ содержания телевизионных новостей включает четыре группы категорий: тематика (политика, общество и социальные проблемы, здравоохранение, экономика, стихийные бедствия/катастрофы/аварии, криминал/судебные разбирательства, история, культура, наука, военная тематика, погода, спорт, стиль жизни, природа, космос, другое) и география материалов (новости национальные и международные – 7 групп и 2 подгруппы), источники информации (участники – 6 групп и 16 подгрупп, очевидцы, эксперты), а также жанры (информационные сообщения, выступление (монолог), репортаж, интервью, анонс и зарисовка).
Контент-анализ формы телевизионных новостей также включает четыре группы категорий: аудиовизуальные и технические характеристики (категории: хронометраж, тип съёмки, тип трансляции, структурные особенности, архивные кадры, длина кадра, количество кадров), визуальные характеристики (крупность планов, инфографика, цвет, анимация, визуальная метафора, фотографии, цитата), аудиальные (музыка) и монтажные характеристики (вид монтажных переходов).
Теоретические и практические результаты и их новизна. Теоретическая значимость работы заключается в восполнении пробелов в характеристике тележурналистики Чешской Республики, а также в формировании критериев для эмпирического изучения телевизионных новостей и апробации предложенной методологии, которая может быть применена в дальнейшем исследовании как теленовостей, так и документальных фильмов, телепрограмм, аудиовизуальной рекламы.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в образовательном процессе на факультетах и кафедрах журналистики.
Новизна работы обусловлена тем, что в научном дискурсе отсутствуют исследования, фиксирующие изменения характеристик формы телевизионной новости с течением лет. Проблема исследования связана с недостатком сведений о характере изменения телевизионной новости как одного из ключевых офлайновых журналистских медиатекстов и необходимостью формирования критериев анализа аудиовизуальных новостных материалов, – необходимостью, очевиднее проявившейся со стремительным увеличением объёмов медиаконтента. Выявлено, что медиаконвергенция повлияла на форму телевизионной новости: значительно увеличилось количество пользовательского контента, инфографики и статичных изображений, появились кадры автопортретной съёмки и цитаты. Как следствие, определено, что телевизионные новости постепенно адаптируются к мультимедийной онлайн-среде, в которой медиатексты создают как профессиональные журналисты, так и представители аудитории. Однако установлено, что телевизионные новости обладают и некоторыми стабильными, не меняющимися с годами характеристиками (например, в аспекте крупности планов или минимизации кадров вертикальной съёмки), что характеризует телевизионные новости как медиатексты самостоятельного, особого массмедиа – телевидения.
Степень и эффективность внедрения. Материалы диссертационного исследования были апробированы на международных научно-практических конференциях «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия», «Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия», «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2022, 2023 гг.), «Ломоносов–2023».
Основные положения диссертации отражены в пяти статьях. Три статьи опубликованы в изданиях, входящих в базы Scopus и/или Web of Science Core Collection (Emerging Sources Citation Index), и две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета Московского университета.
Область применения. Результаты исследования могут представлять интерес как для научного сообщества, занимающегося изучением аудиовизуального медиаконтента, так и для образовательных учреждений, готовящих бакалавров и магистров по направлению «Журналистика». В исследовании разработана и апробирована комплексная методология анализа аудиовизуального журналистского произведения, которая может применяться не только к телевизионным новостям, но и к другим типам содержания – документальным фильмам, сложносоставным телепрограммам, видеорекламе.
# | Название | Размер |
---|---|---|
1 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 293 KB |
2 | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | 476 KB |
3 | Отзыв официального оппонента | 2 MB |
4 | Отзыв официального оппонента | 2 MB |
5 | Протокол приема диссертации к защите | 55 KB |
6 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 1 MB |
7 | Автореферат | 559 KB |
8 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 355 KB |
9 | Диссертация | 5 MB |
10 | Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат | 1,011 KB |
11 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 402 KB |
12 | Отзыв официального оппонента | 902 KB |
13 | Заключение по диссертации | 257 KB |