Диссертация

Аристова Дарья Дмитриевна

Кандидат наук

Статус диссертации

25.06.2024 
Диплом Кандидат наук
17.06.2024 
Решение о выдаче диплома
13.05.2024 
Положительное заключение АК
25.03.2024 
На рассмотрении в АК
15.02.2024 
Положительная защита
11.01.2024 
Объявление опубликовано
21.12.2023 
Принят к защите
15.12.2023 
Заключение комиссии
06.12.2023 
Документы приняты
ФИО соискателя
Аристова Дарья Дмитриевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 912 от 25.06.2024
Дата и время защиты
15.02.2024 16:30
Место проведения защиты
г. Москва, территория «Ленинские горы», 1, стр. 51
Научный руководитель
Дечева Светлана Владимировна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Шевченко Татьяна Ивановна
Доктор наук Профессор
Фрейдина Елена Леонидовна
Доктор наук Профессор
Михалева Елена Игоревна
Кандидат наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Филологический факультет, Кафедра английского языкознания
Специальность
5.9.6. Языки народов зарубежных стран (германские языки)
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+74959393271

Диссертационное исследование посвящено изучению фоностилистических особенностей жанра университетской лекции в британском и американском вариантах английского языка. В современном глобальном англоязычном пространстве особое значение для специалистов, пользующихся английским языком в профессиональных целях, приобретает вопрос о фонетических модификациях в лекции как одном из наиболее важных для университетского образования жанров интеллективного общения. Именно в лекции, ориентированной на студенческую аудиторию, наиболее полно проявляется потребность говорящего учитывать новые речемыслительные стереотипы представителей поколения Net (Gen Z). Актуальность исследования определяется тем, что оно направлено на раскрытие малоизученных фонационных характеристик современного английского языка, лежащих в основе эффективного научного взаимодействия посредством лекции. Кроме того, в наши дни существует потребность в дальнейшей разработке уже существующих фонетического и риторического минимумов выступления с лекцией, которые до недавнего времени составляли неотъемлемую часть изучения английского языка в специальных целях.

Исследование сегментных и сверхсегментных характеристик британского и американского вариантов в современном жанре лекции и выявление фоностилистических особенностей лекционного формата в Великобритании и США проводится на материале лекций по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам, принадлежащих британским и американским университетским профессорам (общий объем звучания — более 15 часов).

Применение методов слухового, сопоставительного и инструментально-акустического анализа, а также статистической обработки данных позволило продемонстрировать, что современный жанр лекции в британском и американском вариантах английского языка характеризуется фоностилистической гибридизацией, при которой нарушается традиционное для научной речи соотношение официального (полного) и неофициального (разговорного) фонетических стилей. Как в Великобритании, так и США на первый план выходит общая установка на фоностилистическую сниженность речи, которая проявляется в тенденции к увеличению темпа и включению в лекцию элементов интерактивного и развлекательного характера. Тем не менее устанавливаются и национально обусловленные различия между организацией лекции в двух лингвокультурных сообществах, что проявляется в разной степени выраженности фоностилистических инноваций в британской и американской лекции (в первом случае они представлены преимущественно во Вступлении и Заключении, во втором — во всех композиционных частях лекции).