Диссертация

Гудкова Татьяна Викторовна

Доктор наук

Статус диссертации

13.03.2024 
Диплом Доктор наук
11.03.2024 
Решение о выдаче диплома
11.03.2024 
Положительное заключение АК
14.02.2024 
На рассмотрении в АК
19.12.2023 
Положительная защита
12.10.2023 
Объявление опубликовано
10.10.2023 
Принят к защите
09.10.2023 
Заключение комиссии
26.09.2023 
Документы приняты
ФИО соискателя
Гудкова Татьяна Викторовна
Степень на присвоение
Доктор наук
Приказ о выдаче диплома
№ 289 от 13.03.2024
Дата и время защиты
19.12.2023 15:40
Место проведения защиты
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46, 3-й учебный корпус, ауд. П4
Научный консультант
Пороховский Анатолий Александрович
Доктор наук Профессор
Лапидус Лариса Владимировна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Дементьев Виктор Евгеньевич
Член - корреспондент РАН Доктор наук Профессор
Толкачев Сергей Александрович
Доктор наук Профессор
Шерешева Марина Юрьевна
Доктор наук Профессор
Ученое звание
Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра политической экономии
Специальность
5.2.1. Экономическая теория
экономические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-33-50

В последние десятилетия бурное развитие науки, техники и информационных технологий, а также активное внедрение сети Интернет вызвали существенные изменения в экономической деятельности, связанные с развитием качественно новых цифровых технологий материального производства и обеспечения коммуникаций с потребителем. Освоение подобных технологий становится возможным не в случае отказа от индустриализации, при переходе к информационному обществу, а через неондустриализацию на качественно новой технологической основе. В настоящий момент достаточно активно ведется разработка концепции цифровой экономики как нового научного направления, нацеленного на выявление фундаментальных причин и последствий формирования новых условий ведения хозяйственной деятельности, влияющих на трансформацию фирмы.

Диффузия цифровых технологий в экономику вносит значительные изменения в производственные и социально-экономические отношения, трансформирует традиционные модели рынков и приводит к изменениям в условиях конкуренции, способствует развитию новых моделей бизнеса и формирует новые модели потребления и ценообразования. В условиях цифровой экономики формируются новые правила ведения бизнеса, которые оказывают значительное влияние и на функционирование фирмы. Традиционная фирма, проходя путь цифровой трансформации, превращается в «цифровую», и использует цифровые технологии в качестве конкурентного преимущества во всех сферах своей деятельности: производстве, маркетинге, взаимодействии с клиентами и т.д. Происходящие изменения оказывают существенное влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю среду фирмы, которая в условиях цифровой экономики из классического предприятия превращается в сложную сетевую структуру нового типа - цифровую бизнес-экосистему. Экономическая теория не может оставить без внимания подобные явления, которые нуждаются в отражении как в экономических категориях, так и в понятийном аппарате в целом.

В России цифровая трансформация обозначена как приоритетное направление развития экономики . Для ускорения цифровой трансформации требуется разработка методологических основ, новых научных подходов и парадигм трансформации хозяйственной деятельности в условиях цифровой экономики. Целесообразно будет также рассмотреть и особенности трансформационных процессов в отдельных отраслях и секторах российской экономики, проанализировать базовые подходы российских предприятий к реализации стратегии цифровой трансформации на практике и выявить факторы, способствующие успешности внедрения цифровых технологий, а также барьеры, возникающие на пути повышения их цифровой зрелости. Данные вопросы приобретают особую актуальность в контексте новых вызовов, стоящих перед российской экономикой в условиях санкций и изменений мирового хозяйства.