Диссертация

Эшкинина Ульяна Юрьевна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение о выдаче диплома
  
Положительное заключение АК
  
На рассмотрении в АК
  
Положительная защита
21.11.2024 
Объявление опубликовано
20.11.2024 
Принят к защите
19.11.2024 
Заключение комиссии
15.11.2024 
Документы приняты
Тема диссертации

Российские специализированные спортивные медиа в условиях цифровизации

ФИО соискателя
Эшкинина Ульяна Юрьевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
25.12.2024 14:00
Место проведения защиты
125009, Москва, ул. Моховая - 9, стр. 1, ауд. 103
Научный руководитель
Колесниченко Александр Васильевич
Кандидат наук Доцент
Оппоненты
Уразова Светлана Леонидовна
Доктор наук Доцент
Ершов Юрий Михайлович
Доктор наук Доцент
Олешко Владимир Фёдорович
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра цифровой журналистики
Специальность
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования – выявить результат влияния новых технологий на сегмент российских специализированных спортивных медиа, а также на основе материалов анализируемых медиа определить изменения в их содержательном наполнении.

Актуальность исследования. Под влиянием цифровизации в медиасреде появились ранее не существовавшие феномены – мультимедийный контент, социальные сети, интерактивные сервисы, роботизированная журналистика, журналистика данных и многое другое. Технологии упростили поиск и потребление всех видов информации, открыли пользователям доступ к ее прямому получению. Цифровизация способствовала росту числа специализированных медиа. В спортивной журналистике тоже наблюдается широкое распространение специализированных медиа – освещающих один или несколько смежных видов спорта и содержащих специализированную информацию, направленную на аудиторию, регулярно интересующуюся определенным видом спорта и понимающую его специфику.

Традиционные специализированные спортивные СМИ встречаются с высокой конкуренцией со стороны интернет-изданий и социальных медиа, теряя аудиторию, меняя ранее успешные форматы, жанры и редакционную политику, а также привычный стиль изложения. Жертвуя сложившимися традициями, они подстраиваются под требования времени и технологий, модернизируются в соответствии с современными реалиями. Конкуренция со стороны интернет-медиа и увеличение источников, из которых можно получить информацию о том, что происходит в конкретном виде спорта, появившиеся с распространением цифровых технологий, открывших доступ к ранее неиспользованным ресурсам в освещении спортивных событий, изменили сегмент специализированных спортивных медиа. Предполагается, что цифровизация способствует расширению данного сегмента за счет появления новых видов медиа и увеличения их количества, а также меняет их контент и условия работы журналистов. Значительная часть исследований спортивных медиа посвящена изучению универсальных спортивных ресурсов, тогда как данная работа направлена на анализ специализированных спортивных медиа, в частности, содержательных характеристик материалов разных видов специализированных спортивных медиа.

Объект исследования – контент российских специализированных спортивных медиа и деятельность по его созданию. Предмет исследования – влияние цифровизации на контент и редакционную деятельность российских специализированных спортивных медиа.

Методология исследования. На первом этапе проведения эмпирического исследования были изучены специализированные спортивные периодические издания. Методом контент-анализа были изучены содержательные характеристики 2383 публикаций из 97 номеров, определённых компьютерной программой случайных чисел randstuff.ru по одному выпуску за год с 2000 по 2019 гг. Были изучены 20 номеров «Легкой атлетики» (389 публикаций), 20 – «Шахматного обозрения» (523 публикации), 20 – «Мира дзюдо» (515 публикаций), 20 – «Конного мира» (692 публикации) и 17 − «Лыжного спорта» (264 публикации). Все публикации были исследованы по нескольким категориям: жанры, темы и иллюстративность.

Следующим этапом проведения эмпирического исследования стало изучение специализированных спортивных интернет-ресурсов, включающее в себя анализ интернет-медиа и социальных медиа. Методом количественного контент-анализа были исследованы 100 наиболее посещаемых специализированных спортивных интернет-медиа из рейтинга спортивных сайтов LiveIntenet, представленного на апрель 2021 года, соответствующие следующим критериям: освещение одного или нескольких смежных видов спорта, регулярное обновление информации на сайте, преобладание журналистских материалов. Были охвачены специализированные спортивные интернет-ресурсы, имеющие свидетельство о регистрации электронного СМИ, и сайты, фактически выполняющие функции средств массовой информации: не обладающие статусом средств массовой информации, но адресованные любителям и профессионалам определенных видов спорта.

Параллельно с исследованием интернет-медиа проводился анализ наиболее популярных социальных сетей (YouTube, «ВКонтакте», Instagram* , Telegram). С помощью контент-анализа были исследованы жанрово-тематические характеристики материалов 80 спортивных блогов, базирующихся на перечисленных выше социальных площадках - по 20 на каждой (по 10 авторских (блоги, у которых один автор) и 10 групповых (блоги сообществ)) и выбранных по количеству подписчиков (топ-10 самых многочисленных) из различных сервисов, составляющих рейтинг российских аккаунтов в категориях «спорт». Период исследования составил 12 месяцев для YouTube, «ВКонтакте», Instagram* (с июня 2020 года по май 2021 года включительно) и полгода для Telegram (с апреля 2022 года по сентябрь 2022 года включительно), блоги анализировались по два случайных дня в месяц.

Третьим этапом эмпирического исследования стало изучение специализированных спортивных телеканалов. Проведенный контент-анализ 17299 телепередач наглядно продемонстрировал их жанровые и тематических особенности. Были изучены 16 специализированных спортивных телеканалов: M-1 Global, UFC ТВ («Удар»), «Бокс ТВ», «Живи!», «Конный мир», КХЛ, «Матч! Премьер», «Матч! Боец», «Матч! Футбол 1», «Матч! Футбол 2», «Матч! Футбол 3», «Мир баскетбола», «Танцуй!», «Футбол», «Футбольный», «Хоккейный». Период исследования составил полгода – с октября 2021 года по март 2022 года включительно, по 7 дней в каждом месяце. Дни определялись компьютерной программой случайных чисел таким образом, чтобы среди них обязательно были понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Например, в октябре четыре понедельника, с помощью программы выбирался один случайный понедельник. Данная процедура проводилась для каждого последующего дня недели. Так, во всех исследуемых месяцах получилась случайная неделя для изучения, в течение которой все передачи отсматривались до момента установления темы выпуска. Жанры же постоянны для каждой программы и требовали своего определения при первых просмотрах.

На заключительном этапе анализа сегмента специализированных спортивных медиа были проведены интервью с представителями специализированной спортивной периодической печати, телевидения, интернет-медиа и блогосферы, которые определялись компьютерной программой случайных чисел randstuff.ru отдельно для каждого вида медиа. Если представители первоначально отобранного медиа игнорировали запрос на интервью или отказывались, то случайный поиск запускался снова и продолжался до тех пор, пока не было получено согласие на интервью. Так, на вопросы ответили: главный редактор журнала «Шахматное обозрение», программный директор телеканала «Футбол», заместитель главного редактора Soccer.ru, пресс-атташе Федерации дзюдо России, руководитель проектов социальных сетей КХЛ. Каждому были заданы десять вопросов об изменениях в их медиа под влиянием новых технологий.

Теоретические и практические исследования и их новизна. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в научный оборот вводится систематизированная информация о российских специализированных спортивных медиа, представляющих отдельный сегмент спортивной журналистики, а также предлагается жанровая и тематическая классификация специализированных спортивных СМИ и социальных медиа. Практическая значимость исследования связана с тем, что полученные данные и сформулированные выводы, изложенные в диссертации, могут быть полезными для сотрудников специализированных спортивных медиа при создании и распространении контента, а также в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации редакторов и издателей спортивных медиа, студентов, изучающих спортивную журналистику, в педагогической работе преподавателей факультетов журналистики.

Новизна работы обусловлена тем, что в результате анализа жанровых и тематических характеристик различных видов специализированных спортивных медиа выявлены новые жанровые формы, характерные для спортивных соцсетей («воспоминание», «разъяснение», «сборник упражнений», «челлендж» и другие), определена основная тема для всех видов специализированных спортивных медиа – тема «соревнования», а также отмечено появление околоспортивных тем, характерных для цифровых медиа («досуг», «отношение», «путешествие» и другие). Проведённое исследование позволило определить виды медиа, составляющие сегмент специализированных спортивных медиа, расширившийся в условиях цифровизации: к традиционным печатным СМИ и телевидению добавились интернет-медиа, включающие, помимо интернет-СМИ, сайты федераций видов спорта, фан-сайты, клубные интернет-медиа, дискуссионные и статистические площадки, а также специализированные спортивные блоги, которые определяют подавляющую часть изучаемого сегмента и по количеству контента и его содержанию составляют конкуренцию традиционным СМИ. Зафиксировано, что на сегодняшний день в российском сегменте специализированных спортивных медиа не представлены специализированные спортивные радиостанции. Анализ представленных в цифровом пространстве специализированных спортивных медиа показал, что наиболее часто освещаются такие виды спорта, как футбол и единоборства. Эти виды спорта освещают 50% всех медиа.

Степень и эффективность внедрения. Материалы диссертационного исследования были апробированы на международных научно-практических конференциях: «Пятнадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации–2023», «Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия», «Четырнадцатые международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации–2022», «Тринадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации–2021», «Ломоносов» (2021, 2020), «Одиннадцатые международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации–2019».

Основные положения диссертации отражены в пяти статьях. Три статьи опубликованы в изданиях, входящих в базы Scopus и/или Web of Science Core Collection (Emerging Sources Citation Index). Две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета Московского университета.

Область применения. Результаты исследования могут представлять интерес для научного сообщества, занимающегося изучением спортивного медиаконтента, для представителей профессиональных спортивных журналистских сообществ и для образовательных учреждений, готовящих бакалавров и магистров по направлению «Журналистика». Материалы исследования могут использоваться при создании учебных курсов, учебных пособий и монографий по спортивной журналистике.