Диссертация
Камалова Мария Игоревна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Доктор наук Профессор
Никовская Лариса Игоревна
Доктор наук Доцент
Селезнева Антонина Владимировна
Доктор наук
политические науки
Объект исследования – публичная политика как пространство социального и идейно-ценностного позиционирования молодежи.Предмет исследования – основные направления, особенности и механизмы влияния публичной политики на ценностные представления современной российской молодежи. Целью работы является определение основных направлений, особенностей и механизмов влияния публичной политики на ценностные представления современной российской молодежи. Новизна исследования состоит в выделении современных особенностей формирования ценностных представлений российской молодежи, складывающихся на фоне и в процессе влияния разворачивающихся в публичной сфере конфликтов основных политических акторов, реализующих там свои стратегии и проекты. Показано, что конфликтные отношения этих игроков, формирующиеся в рамках трех фронтирных арен публичной политики, в конечном счете, обусловливают формирование пяти ценностных потоков (волн), влияющих на ценности и приоритеты молодых поколений. Результативность такого влияния обусловлена используемыми политическими акторами механизмами и технологиями влияния на молодежную аудиторию, их соответствием характеру социальных запросов молодежи, а также уровню политических и гражданских представлений различных сегментов этой социально-демографической группы. Доказано, что повышение эффективности государства (как доминантного игрока в сфере публичной политики), стремящегося укоренить патриотические ценности в молодежной аудитории в условиях цифровизации экономики и государственного управления, зависит от релевантного понимания властями особенностей ее социальных запросов (в части материально-экономической поддержки повседневной жизнедеятельности и свободного самовыражения), установления доверительных и уважительных коммуникаций с этой группой населения, а также неуклонного развития демократических институтов. Теоретико-методологические основания исследования. Используемые в работе теоретические подходы и методы, а также приемы включенного наблюдения полностью соответствуют поставленным целям и задачам исследования, его объекту и предмету. В рамках поставленных задач особым значением обладает ряд подходов, в том числе социологический (позволивший нам собирать, анализировать и обобщать вторичные данные относительно особенностей формирования молодежных предпочтений на основе восприятия молодыми людьми актуального и ретроспективного опыта, выделять различные тенденции в эволюции ценностной динамики молодежного сознания); институциональный (предопределивший понимание возможностей и пределов институционального дизайна в плане воздействия соответствующих структур на когнитивные структуры молодежного сознания); коммуникативный (отразивший способности молодежи к поддержанию социальных связей со своими контрагентами и смысловой интерпретации поступающей от них информации); аксиологический (позволивший учитывать социокультурную и когнитивную емкость молодежного сознания и специфицировать ценностные ориентиры молодого поколения); системный (позволивший определить взаимосвязи различных сегментов сферы молодежной жизнедеятельности и факторов, влияющих на ценностные параметры молодого поколения), а также исторический, неоинституциональный и некоторые другие. Существенное значение имеет и использование метода включенного наблюдения, позволившего использовать персональный опыт автора, длительное время работавшего в студенческих организациях.Теоретическое значение работы состоит в расширении теоретических и эмпирических возможностей для дальнейшего изучения активности политических акторов и, прежде всего, государства в сфере молодежной жизнедеятельности, усилении реалистических подходов к взаимодействию власти и молодых поколений в целях формирования и корректировки ее ценностно-ориентационных представлений. Практическое значение работы состоит в возможности использования основных материалов и выводов исследования для разработки эффективных политических проектов, позволяющих государству и обществу повысить эффективность деятельности государственных и партийных институтов, НКО, масс медиа и иных публичных акторов по воспитанию гражданского активизма и патриотизма российской молодежи. Отдельные положения работы могут быть использованы для обновления ряда базовых и специальных курсов политологического цикла в высшей школе.
# | Название | Размер |
---|