Диссертация
Шароян Сирануш Вардановна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Грабельников Александр Анатольевич
Доктор наук Профессор
Бодрунова Светлана Сергеевна
Доктор наук Доцент
филологические науки
Цель исследования состоит в том, чтобы выделить в работе современных редакций процессы, подверженные непосредственному воздействию данных веб-аналитики о читательских предпочтениях, а также раскрыть возможности использования этих данных в определении факторов читательских предпочтений. Актуальность исследования объясняется тем, что одной из ключевых задач средств массовой информации на современном этапе развития стало сохранение и увеличение своей аудитории, от размеров и качества которой зависят доходы изданий, а значит их экономическая состоятельность. Для достижения этой цели СМИ должны максимально четко понимать, что из себя представляет их аудитория, а также уметь определять ее предпочтения. Ключевыми инструментами, позволяющими получить такую информацию на сегодняшний день являются системы веб-аналитики. В этом контексте объектом исследования стали данные веб-аналитики о предпочтениях аудитории сайта rbc.ru, а предметом - существующие практики использования данных веб-аналитики в работе редакции онлайн-СМИ и возможности их применения для определения факторов читательских предпочтений. Методика. В качестве ключевых методов работы были выбраны анкетирование и кейс-стади, в рамках которого непосредственно использовались включенное наблюдение и регрессионный анализ вторичных данных. Выбранные методы позволили определить разницу в оценке материалов потребителями и производителями контента, исследовать влияние данных веб-аналитики на редакционные процессы РБК, а также описать основные факторы, влияющие на читательские предпочтения. Метод регрессионного анализа использовался как наиболее эффективный и надежный способ исследования влияния большого количества независимых факторов на зависимую переменную – в нашем случае, на количество просмотров отдельных материалов. Теоретические и практические результаты и их новизна. В России, насколько автор может судить, до сегодняшнего дня не было проведено ни одного исследования, целью которого было бы выявление роли инструментов веб-аналитики в изучении аудитории онлайн-СМИ. В своей работе автор изучает существующие практики применения данных систем веб-аналитики в онлайн-СМИ, и возможности их применения для определения факторов читательских предпочтений. Автор также предлагает первый в России количественный анализ данных веб-аналитики по материалам сайта РБК, ежемесячная аудитория которого в период проведения исследования превышала 20 миллионов человек. В работе анализируются данные о более чем тысяче самых популярных материалов с сайта РБК с 1 июля 2015 по 31 июня 2016 гг., чтобы показать, как веб-аналитика может использоваться для выявления факторов, влияющих на интерес к материалам. Степень и эффективность внедрения. Основные положения диссертации отражены в четырех статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу RSCI Web of Science и три статьи - в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета МГУ. Область применения. Выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы в учебных программах, курсах и семинарах по журналистике. Положения о том, как различные СМИ используют в своей деятельности системы веб-аналитики для более точного понимания того, что интересно их аудитории, какие факторы и в какой степени влияют на предпочтения аудитории, будут полезны для журналистов, редакторов и руководителей медиабизнеса. Полученные результаты могут быть также применены в дальнейших, более комплексных научных исследованиях, среди которых может быть сравнительный анализ влияния различных факторов на материалы, опубликованные в разных средствах массовой информации, а также анализ факторов, влияющих на вовлеченность читателей.
# | Название файла | Размер |
---|---|---|
Нет прикрепленных файлов |