Диссертация

Самойлов Дмитрий Александрович

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение o выдаче диплома
  
Положительное заключение AK
  
Ha рассмотрении в AK
  
Положительная защита
05.07.2025 
Объявление опубликовано
16.06.2025 
Принят к защите
09.06.2025 
Заключение комиссии
19.05.2025 
Документы приняты
ФИО соискателя
Самойлов Дмитрий Александрович
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
22.09.2025 16:00
Место проведения защиты
119234, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, ауд. А-416
Научные руководители
Бугаева Наталья Владимировна
Кандидат наук
Оппоненты
Парфенов Виктор Николаевич
Доктор наук Профессор
Постернак Андрей Владимирович
Доктор наук Доцент
Хорькова Ирина Валентиновна
Кандидат наук
Места выполнения работы
Московский государственный университет имени M.B.Ломоносова, Исторический факультет, Кафедра истории древнего мира
Специальности
5.6.2. Всеобщая история
исторические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-27-79

Предметом диссертационной работы является жанр и читательская аудитория христианских апологетических текстов. Цель исследования заключается в выявлении социального адресата апологий, т.е. тех групп, для которых они предназначались и среди которых имели хождение.

В работе анализируется история взаимоотношений Церкви и Римской империи во II – первой половине III в.; делается вывод, что гонения на христиан ввиду ограниченного характера не служили препятствием для обращения апологетов к внешней нехристианской аудитории, в том числе к представителям римской власти. Подобное обращение было возможным также за счёт профессионального статуса апологетов как философов и риторов.

На основе анализа лексики нарративов делается вывод, что термин апология в большинстве случаев связывался с апеллированием к нехристианской аудитории, только у Оригена апологии придаётся функция наставления и укрепления в вере сомневающихся членов Церкви. Таким образом, апология предназначалась для внешнего адресата, но могла также храниться и распространяться среди верующих. Сравнение апологетических текстов с петициями к императорам убеждает, что первые не соответствуют жанру официального документа; они следуют линии философского протрептика. Однако литературный характер апологий не свидетельствует в пользу фиктивности «высоких адресатов»; апологии существовали в рамках распространённой в I–III вв. традиции адресовать литературные тексты августейшим особам.