Диссертация

Хилюк Елена Александровна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение о выдаче диплома
  
Положительное заключение АК
  
На рассмотрении в АК
  
Положительная защита
11.04.2025 
Объявление опубликовано
03.04.2025 
Принят к защите
02.04.2025 
Заключение комиссии
31.03.2025 
Документы приняты
ФИО соискателя
Хилюк Елена Александровна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
15.05.2025 16:45
Место проведения защиты
г. Москва, Ленинские Горы, д. 1, МГУ, Главное Здание, ауд.
Научный руководитель
Деза Елена Ивановна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Калинин Сергей Иванович
Доктор наук Профессор
Тестов Владимир Афанасьевич
Доктор наук Профессор
Шабанова Мария Валерьевна
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский педагогический государственный университет, кафедра теоретической информатики и дискретной математики Института математики и информатики
Специальность
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (математика, математика и механика)
педагогические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 910 459-92-80

Объект исследования – процесс обучения математике школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности. Предмет исследования – методика формирования информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов при обучении математике во внеурочной деятельности (на примере учебного курса «Математика – основа цифрового мира»). Цель исследования: определить содержание понятия «информационно-математическая компетентность школьников 8-9 классов» и разработать методику формирования информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности (на примере учебного курса «Математика – основа цифрового мира»), выявить результативность формирования указанной компетентности у обучающихся. Методы исследования: эмпирического уровня – наблюдение за работой педагогов и учебной деятельностью обучающихся, описание, классификация, систематизация, анкетирование, опрос, беседы, тестирование, исследование проверочных, проектных и исследовательских работ школьников; теоретического уровня – формализация, математизация; а также универсальные методы – анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, исследование психолого-педагогической, научно-методической, математической литературы; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов на базе методов математической статистики. Теоретическая значимость исследования состоит в определении содержания понятия «информационно-математическая компетентность школьников 8-9 классов», разработке уровней формирования информационно-математической компетентности школьников; построении системы целей реализации модели формирования информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности по математике; разработке детализации математических специальных информационно-математических компетенций, формируемых у школьников 8-9 классов при обучении учебному курсу внеурочной деятельности «Математика – основа цифрового мира». Практическая значимость исследования состоит в отборе и систематизации программно-технологического обеспечения методики формирования информационно-математической компетентности школьников во внеурочной деятельности, включающего в себя цифровые устройства, программные и учебно-методические средства, отобранные методы, формы, стратегии обучения; разработке учебно-методических материалов по учебному курсу внеурочной деятельности «Математика – основа цифрового мира»: программы курса, его математического содержания, в том числе многоуровневой веерной системы математических задач, методических рекомендаций по организации и проведению занятий, учебно-методического пособия «Математика – основа цифрового мира», одноименного цифрового образовательного ресурса, реализованного на образовательной платформе «ЯКласс». Предложенные материалы могут быть использованы учителями математики при разработке собственных учебно-методических материалов, проведении внеурочных занятий, организации проектной и исследовательской деятельности школьников, в процессе методической подготовки студентов бакалавриата-будущих учителей математики, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», а также при реализации образовательных программ курсов повышения квалификации учителей математики.

В заключении обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы основные выводы:

1) Использование модели формирования информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности по математике позволило формировать информационно-математическую компетентность обучающихся, способствующую решению задачи подготовки школьников к осознанному применению математики в условиях цифрового социума.

2) Предложенная модель, содержащая методологический, целевой, содержательный, программно-технологический, диагностический блоки, оказалась результативной.

3) Организация обучения математике во внеурочной деятельности на основе разработанной многоуровневой веерной системы математических задач, отобранных цифровых устройств, программных и учебно-методических средств, выделенных методов, форм, стратегий обучения, способствовала эффективному формированию информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов.