Диссертация
Хилюк Елена Александровна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Доктор наук Профессор
Тестов Владимир Афанасьевич
Доктор наук Профессор
Шабанова Мария Валерьевна
Доктор наук Профессор
педагогические науки
Объект исследования – процесс обучения математике школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности. Предмет исследования – методика формирования информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов при обучении математике во внеурочной деятельности (на примере учебного курса «Математика – основа цифрового мира»). Цель исследования: определить содержание понятия «информационно-математическая компетентность школьников 8-9 классов» и разработать методику формирования информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности (на примере учебного курса «Математика – основа цифрового мира»), выявить результативность формирования указанной компетентности у обучающихся. Методы исследования: эмпирического уровня – наблюдение за работой педагогов и учебной деятельностью обучающихся, описание, классификация, систематизация, анкетирование, опрос, беседы, тестирование, исследование проверочных, проектных и исследовательских работ школьников; теоретического уровня – формализация, математизация; а также универсальные методы – анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, исследование психолого-педагогической, научно-методической, математической литературы; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов на базе методов математической статистики. Теоретическая значимость исследования состоит в определении содержания понятия «информационно-математическая компетентность школьников 8-9 классов», разработке уровней формирования информационно-математической компетентности школьников; построении системы целей реализации модели формирования информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности по математике; разработке детализации математических специальных информационно-математических компетенций, формируемых у школьников 8-9 классов при обучении учебному курсу внеурочной деятельности «Математика – основа цифрового мира». Практическая значимость исследования состоит в отборе и систематизации программно-технологического обеспечения методики формирования информационно-математической компетентности школьников во внеурочной деятельности, включающего в себя цифровые устройства, программные и учебно-методические средства, отобранные методы, формы, стратегии обучения; разработке учебно-методических материалов по учебному курсу внеурочной деятельности «Математика – основа цифрового мира»: программы курса, его математического содержания, в том числе многоуровневой веерной системы математических задач, методических рекомендаций по организации и проведению занятий, учебно-методического пособия «Математика – основа цифрового мира», одноименного цифрового образовательного ресурса, реализованного на образовательной платформе «ЯКласс». Предложенные материалы могут быть использованы учителями математики при разработке собственных учебно-методических материалов, проведении внеурочных занятий, организации проектной и исследовательской деятельности школьников, в процессе методической подготовки студентов бакалавриата-будущих учителей математики, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», а также при реализации образовательных программ курсов повышения квалификации учителей математики.
В заключении обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы основные выводы:
1) Использование модели формирования информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности по математике позволило формировать информационно-математическую компетентность обучающихся, способствующую решению задачи подготовки школьников к осознанному применению математики в условиях цифрового социума.
2) Предложенная модель, содержащая методологический, целевой, содержательный, программно-технологический, диагностический блоки, оказалась результативной.
3) Организация обучения математике во внеурочной деятельности на основе разработанной многоуровневой веерной системы математических задач, отобранных цифровых устройств, программных и учебно-методических средств, выделенных методов, форм, стратегий обучения, способствовала эффективному формированию информационно-математической компетентности школьников 8-9 классов.
# | Название | Размер |
---|---|---|
1 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 614 KB |
2 | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | 2 MB |
3 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 422 KB |
4 | Автореферат | 998 KB |
5 | Диссертация | 5 MB |
6 | Протокол приема диссертации к защите | 61 KB |