Диссертация

Гладкова Анна Александровна

Доктор наук

Статус диссертации

  
Диплом Доктор наук
  
Решение о выдаче диплома
  
Положительное заключение АК
  
На рассмотрении в АК
  
Положительная защита
21.04.2025 
Объявление опубликовано
07.04.2025 
Принят к защите
04.04.2025 
Заключение комиссии
28.03.2025 
Документы приняты
Тема диссертации

Функционирование этнических СМИ в структуре медиасистемы полиэтнического региона России

ФИО соискателя
Гладкова Анна Александровна
Степень на присвоение
Доктор наук
Дата и время защиты
26.06.2025 14:00
Место проведения защиты
125009, Москва, Моховая - 9, стр. 1, ауд. 201
Научный консультант
Вартанова Елена Леонидовна
Профессор РАН Доктор наук Доцент
Оппоненты
Барабаш Виктор Владимирович
Доктор наук Профессор
Лепилкина Ольга Ивановна
Доктор наук Профессор
Дементьева Ксения Владимировна
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования – разработать и представить нормативную функциональную и организационно-тематическую модель профессиональной деятельности этнических СМИ России, опираясь на анализ их схожих системообразующих факторов, типологических характеристик и специфики практической деятельности СМИ как зависимой переменной модели. В качестве независимой переменной модели выступает структура медиасистемы полиэтнического региона России, на территории которого этнические СМИ выходят, и которая оказывает воздействие на трансформацию этнических СМИ внутри региона. В фокусе исследовательского внимания, таким образом, оказывается причинно-следственная связь между медиасистемой полиэтнического региона России и практикой функционирования этнических СМИ в условиях разнообразия экономических, политических, культурных и технологических условий конкретного региона страны.

Актуальность исследования. Российская Федерация является государством с богатым этнокультурным и языковым ландшафтом: согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 г., сформированным на основе самоопределения граждан, на территории 89 субъектов Российской Федерации, 24 из которых являются национальными республиками, проживает свыше 147 млн. чел., представляющих более 190 национальностей и говорящих более чем на 150 различных языках разных семей (индоевропейские,алтайские, уральские, чукотско-камчатские,северокавказские и другие). Исторический путь Российской Федерации как многонационального и поликонфессионального государства, на территории которого на протяжении всей истории сосуществуют представители разных народов, языковых групп, культур и конфессий, делает ее уникальным примером мультикультурного и полиэтнического общества.

Этническое, языковое и культурное многообразие Российской Федерации обуславливает необходимость в системной государственной национальной политике, направленной не только на сохранение языков, культур и исторического наследия народов России, но и на укрепление государственного единства и целостности Российской Федерации. В условиях информационно-коммуникационных угроз национальному единству, политическому развитию, социокультурной идентичности Российской Федерации со стороны других государств, актуализировавшихся в последние годы, одной из приоритетных задач становится создание гармоничной межкультурной среды и консолидация многонационального российского общества перед лицом новых вызовов и угроз.

Особая роль в этом процессе принадлежит этническим СМИ или СМИ на национальных языках народов Российской Федерации. Помимо значимой роли в сохранении этнокультурного плюрализма в медийном поле и в публичном пространстве, в том числе в условиях цифровизации и медиатизации, этнические СМИ реализуют еще несколько актуальных задач, делающих их важными для исследования на современном этапе и в значительной степени определяющих особое место этнических СМИ в медиасистеме России и медиасистеме конкретных регионов, на территории которых они выходят.

Во-первых, этнические СМИ способствуют формированию единой российской нации в русле национального мира и согласия, с равным уважением к культуре, традициям, языкам народов, проживающих на территории Российской Федерации, реализуя таким образом один из ключевых приоритетов государственной национальной политики и этнополитики страны. Данное приоритетное направление государственной деятельности закреплено в официальных документах и законопроектах, в том числе в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах «О языках народов Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О национально-культурной автономии», Указе Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в региональных законодательных документах, а также в документах, регулирующих систему российской этнополитики. В их числе статья Президента Российской Федерации В. В. Путина «Россия: национальный вопрос» от 23.01.2012, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Во-вторых, этнические СМИ вносят вклад в сохранение этнической идентичности народов многонациональной и мультикультурной России. В русле теории социальной ответственности, разработанной Е. П. Прохоровым, Д. Маккуэйлом и другими исследователями, можно сказать, что этнические СМИ несут ответственность не только перед государством, но и перед самими этническими группами, проживающими на территории многонационального государства со сложной полиэтнической структурой и уникальным историческим путем развития. СМИ на национальных языках не только обеспечиваютпотребность в информации этнической аудитории, но и способствуют поддержке самосознания и культуры этнических групп; укрепляют, с одной стороны, этническую идентичность малых народов, и с другой стороны общероссийскую гражданскую идентичность народов, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Принимая во внимание задачи, которые реализуют в многонациональном российском обществе СМИ на языках этнических групп, а также их социальную миссию в области защиты языков, культур, исторического наследия, традиций и обычаев народов России, проанализированную ранее исследователями в области медиа, культурологии, политологии, этнологии, межкультурной коммуникации, представляется важным провести анализ современного состояния и тенденций развития таких СМИ в условиях цифровой среды и в контексте современного российского медиаполя.

В настоящее время, однако, отсутствует системное представление о структуре и динамике развития этнических СМИ в регионах Российской Федерации. В большинстве своем публикации, посвященные СМИ полиэтнических регионов России – в том числе национальных республик, где присутствуют титульные нации, и где несколько языков имеют статус государственных (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Саха (Якутия), Удмуртия и другие), – носят фрагментарный характер. Они затрагивают медиасистему только одного из регионов и не позволяют сделать обобщения и выводы об общих закономерностях и перспективах развития этнических СМИ в полиэтнических регионах с учетом динамики цифровизации в России. Несмотря на попытки некоторых исследовательских коллективов провести сравнительный анализ этнических СМИ в нескольких полиэтнических регионах и сделать более широкие выводы об особенностях их функционирования в условиях цифровой среды, число работ, посвященных изучению этнических СМИ в регионах России сегодня ограничено. Можно говорить об отсутствии комплексного анализа, дающего целостное представление об особенностях функционирования этнических СМИ в современном информационно-коммуникационном пространстве.

Современные исследования показывают, что несмотря на общие тенденции, свойственные медиасистеме России, – цифровизацию медиа, медиатизацию общественных процессов, депрофессионализацию журналистской деятельности, трансформацию бизнес-моделей СМИ, переход аудитории в онлайн, рост доверия аудитории к новым медиа, изменение практик потребления медиа в конвергентной среде и другие – особенности географического, социально-политического, экономического, языкового и национально-культурного характера влияют на систему СМИ в регионе. Несмотря на важность изучения конкретных СМИ на национальных языках в регионах России, мы считаем необходимым подойти сегодня к вопросу развития и трансформации этнических СМИ более глубоко и всесторонне, основываясь в том числе на полученных ранее результатах, существенно дополняя и расширяя их.

В этом контексте актуальным становится понимание закономерностей развития этнических СМИ в полиэтнических регионах страны в русле общих тенденций развития медиасистемы России и с учетом языковой, культурной, экономической и территориальной специфики российского региона.Необходимо определить, меняются ли этнические СМИ в контексте общих тенденций, или же, учитывая их особую роль в многонациональном российском обществе, для них характерен свой путь развития в условиях цифровой среды. Как происходит трансформация СМИ на национальных языках под влиянием цифровизации, как меняются их цели, задачи, содержание, модели производства и распространения контента, особенности взаимодействия с аудиторией и неинституционализированными производителями контента. В чем состоят основные вызовы и перспективные пути развития этнических СМИ в условиях цифровизации, и что может способствовать повышению эффективности работы этнических СМИ, их развитию и востребованности в контексте цифровой среды. Наконец, могут ли новые модели финансирования, переход этнических СМИ в онлайн-формат, использование стратегий привлечения молодой аудитории, а также другие факторы способствовать эффективности работы этнических СМИ. Попыткой ответить на эти вопросы обусловлена актуальность данного исследования.

Объектом исследования являются этническиеСМИ в структуре медиасистемы полиэтнического региона России.

Предметом исследования является функциональная и организационно-тематическаямодель профессиональной деятельностиэтнических СМИ России в структуре медиасистемы полиэтнического региона России на примере трех национальных республик в составе Российской Федерации – Татарстана, Башкортостана и Чувашии.

Методология и методы исследования. Для анализа количественных характеристик СМИ на национальных языках в Российской Федерации на первом этапе исследования были изучены все основные типы СМИ, выходящие на языках десяти этнических групп в республиках Российской Федерации: печатные, аудиовизуальные, сетевые. В фокусе исследования были СМИ, выходящие на территории наиболее крупных городов в составе республик Российской Федерации на языках первых десяти наиболее многочисленных этнических групп (исключая русских), согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., проживающих там, а также на двух языках – языке одной из многочисленных этнических групп и другом языке (чаще всего русском).

На втором этапе исследования был разработан и апробирован инструментарий для более глубокого контент-анализа печатных, аудиовизуальных, сетевых СМИ на национальных языках – в трех национальных республиках Российской Федерации – Татарстане, Башкортостане и Чувашии. Выбор республик для контент-анализа материалов и в последующем для апробации нормативной функциональной и организационно-тематической модели профессиональной деятельности этнических СМИ был произведен по ряду схожих показателей. В их числе территориальный и административный принципы (статус национальных республик в составе субъектов Российской Федерации, расположение внутри Приволжского федерального округа); близость исторического пути развития (присоединение к Русскому государству после распада Казанского ханства в 1552 г.); полиэтнический состав федерального округа и наличие титульных наций в составе населения республик, по этнонимам которых названы данные субъекты федерации (татары, башкиры, чуваши); распространенность татарского, башкирского и чувашского языков на территории Российской Федерации, согласно Всероссийской переписи населения 2010 г.; наличие СМИ на соответствующих языках в открытом доступе для анализа, в том числе онлайн-версий в сети Интернет.

Методы исследования включали интервью и контент-анализ материалов, опубликованных в онлайн-версиях СМИ на национальных языках (татарском, башкирском, чувашском) и на русском языке. Анализ материалов проводился совместно с коллегами из национальных республик, носителями соответствующих языков. В ходе работы было проведено также 30 полуструктурированных интервью на русском языке с сотрудниками редакций этнических СМИ в полиэтнических регионах России – республиках Татарстан, Башкортостан, Чувашия, а также Удмуртия, Саха (Якутия) и Пермском крае, создающими контент на национальных языках – татарском, башкирском, чувашском, удмуртском, якутском и коми-пермяцком, позволяющие исследовать процессы трансформации СМИ в условиях современной цифровой среды.

Для анализа актуального состояния новых медиа на национальных языках были взяты 30 исследовательских интервью на русском языке с «новыми профессионалами», т.е. блогерами иадминистраторами пабликов, ведущими свои аккаунты и каналы на национальных языках – якутском, удмуртском, ногайском – в социальных сетях (Телеграм, ВКонтакте, Instagram).

При разработке модели функционированияэтнических СМИ в структуре медиасистемыполиэтнического региона России были использован метод научного моделирования.

В качестве эмпирической базы на первом этапе исследования выступили данные, полученные в процессе изучения 103 СМИ на следующих языках: татарский – Республика Татарстан, г. Казань; украинский – Республика Крым, г. Симферополь; башкирский – Республика Башкортостан, г. Уфа; чувашский – Чувашская Республика, г. Чебоксары; чеченский – Чеченская Республика, г. Грозный; аварский – Республика Дагестан, г. Махачкала; мордовский – Республика Мордовия, г. Саранск; азербайджанский – Республика Дагестан, г. Махачкала; даргинский – Республика Дагестан, г. Махачкала; удмуртский – Удмуртская Республика, г. Ижевск.

В качестве эмпирической базы на втором этапе исследования выступили данные, собранные в рамках контент-анализа более 700 материалов в СМИ на татарском, башкирском и чувашском языках. В итоговую выборку были включены материалы онлайн-версий общественно-политических газет, Интернет-изданий, а также выпуски теле- и радиопередач, доступные на официальных вебсайтах ГТРК республик Татарстан, Башкортостан и Чувашия – филиалах федерального холдинга ВГТРК. При составлении выборки СМИ учитывалось наличие официального свидетельства о регистрации СМИ в реестре Роскомнадзора, регулярно обновляемого контента на двух языках на официальных вебсайтах СМИ, сопоставимой аудитории и тематики. Разработанный кодификатор фиксировал как количественные показатели (общее число материалов в СМИ за выбранный период, число материалов на национальном языке и на русском языке, число оригинальных материалов, не дублирующихся в версии на другом языке и т.д.), так и качественные (жанры и тематики, ключевые герои материалов, локальность материалов и т.д.). Полученные в ходе исследования данные были использованы для конструирования модели функционирования этнических СМИ в структуре медиасистемы полиэтнического региона России.

Наконец, эмпирической базой исследования послужили данные, полученные по результатам расшифровки 30 полуструктурированных интервью с представителями редакций этнических СМИ в шести регионах Российской Федерации, и 30 интервью с блогерами и «новыми профессионалами», ведущими свои аккаунты и каналы на национальных языках. Данные из интервью также были использованы при построении модели функционирования этнических СМИ в структуре медиасистемы полиэтнического региона России.

Теоретические и практические результаты исследования и их новизна. В рамках диссертационного исследования был проведен анализ ключевых характеристик и особенностей модели функционирования этнических СМИ в структуре медиасистемы полиэтнического региона на примере трех национальных республик Приволжского федерального округа – Татарстана, Башкортостана и Чувашии с опорой на предыдущие теоретические и эмпирические исследования СМИ данных регионов, что позволило выработать конкретные индикаторы модели подобного типа, проанализировать ее основные характеристики с учетом региональной специфики и сделать выводы об общих закономерностях и перспективах развития СМИ полиэтнических регионов в условиях цифровой среды и мультимедийности. Предложенная модель функционирования этнических СМИ в дальнейшем может быть экстраполирована на другие полиэтнические регионы Российской Федерации, что обеспечит возможность для компаративного кросс-регионального анализа моделей СМИ (теоретическая значимость) и возможной корректировки региональной медиаполитики в области поддержки СМИ на национальных языках в соответствии с актуальным состоянием СМИ в регионе (практическая значимость).

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для выработки стратегии развития этнических СМИ в федеральном и региональном масштабе с учетом актуальных трендов и вызовов современной цифровой среды; для разработки программ вузовских дисциплин по тематике этнических СМИ, в том числе в региональных вузов национальных республик Российской Федерации; для оптимизации механизмов регулирования и саморегулирования в сегменте этнических СМИ; для более системного распределения государственного финансирования (гранты Министерства цифрового развития, связи и массовой коммуникации Российской Федерации, Президентские гранты, федеральные и региональные дотации и субсидии, налоговые льготы) с учетом предложенных нами критериев эффективности работы этнических СМИ; для оптимизации реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в области ее информационного обеспечения; для выработки рекомендаций по минимизации информационно-коммуникационных угроз национальному единству, политическому развитию, социокультурной идентичности Российской Федерации с учетом роли этнических СМИ в профилактике этих угроз.

В диссертационном исследовании в научный оборот вводится определение этнических СМИ, отсутствующее до настоящего времени и позволяющее составить комплексное представление о сути и специфики СМИ на национальных языках в условиях многонационального общества. В работе выявлена специфика медиасистемы полиэтнического региона России в структуре национальной медиасистемы и представлена конкретная, теоретически обоснованная модель функционирования этнических СМИ в структуре медиасистемыподобного региона, отсутствующая до настоящего момента. Полученные результаты расширяют теоретическое знание о специфике работы этнических СМИ в условиях полиэтнического регионального контекста, о факторах формирования и об основных типологических характеристиках модели функционированияэтнических СМИ. Апробация модели для исследования СМИ на национальных языках в трех полиэтнических регионах Российской Федерации – республиках Татарстан, Башкортостан, Чувашия позволила сделать выводы о возможности дальнейшего использования предложенной нами модели применительно к другим полиэтническим регионам России, в том числе с целью сравнительного анализа.

Этнические СМИ впервые рассматриваются максимально широко и всесторонне, с учетом специфики региональной медиасистемы, а также этнополитики, государственной национальной политики и этнического состава Российской Федерации. Выборка не ограничена конкретными изданиями, теле- или радиопрограммами на национальных языках или их ключевыми характеристиками, как это было сделано исследователями ранее. На основе разработанной нами модели делаются выводы об изменениях, которым подвергаются этнические СМИ России в современных условиях цифровой реальности.

В прогностическом смысле определено, за счет каких факторов этнические СМИ России могут в будущем сохранить или повысить свою эффективность и востребованность у аудитории в условиях конкурентного рынка, стремительного развития цифровых технологий, появления активных аудиторий, принимающих на себя часть функций журналистов по производству контента и других факторов. Предлагаются конкретные критерии оценки эффективности деятельности этнических СМИ, которые могут быть использованы при распределении государственного финансирования на федеральном и региональном уровнях в дополнение к уже имеющимся критериям оценки. Результаты, представленные в работе, основаны на теоретическом анализе цифровых трансформаций этнических СМИ как части медиасистемы полиэтнического региона России, а также на анализе практического опыта работы редакций СМИ на национальных языках и блогеров, что позволяет сделать выводы о тенденциях развития этнических СМИ в широком контексте.

Наконец, в концептуальном смысле диссертационное исследование, выполненное в русле теоретического подхода структурного функционализма, существенно расширяет представления о роли, функциях и социальной миссии этнических СМИ в условиях многонационального российского государства, и об ответственности этнических СМИ как перед государством, так и перед этническими группами, проживающими на территории Российской Федерации.

Степень и эффективность внедрения. Результаты исследования были представлены на международных научных конференциях: международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва, 2024), Пятнадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации-2023» (Москва, 2023), международная конференция «Журналистское образование в России и Китае в эпоху цифровизации» (Москва, 2023) и других. Ключевые положения диссертационного сочинения апробированы во время преподавания лекций, семинаров, специальных курсов, специальных семинаров: «Этнические СМИ и государственная национальная политика Российской Федерации», «Российская журналистика как мультикультурное цифровое пространство» (Russian Journalism as a MulticulturalDigital Space) на английском языке, «Развитие этнических медиа в мультикультурном российском обществе» (The Development of Ethnic Media in a Multicultural Russian Society) на английском языке, «Актуальные концепции массмедиа» (Current Issuesof Mass Media) на английском языке. Основные положения диссертации отражены в четырнадцати статьях, опубликованных в изданиях, входящих в базы Scopus и Web of Science Core Collection(Emerging Sources Citation Index) и шести статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета, для защиты по специальности. Общее количество публикаций по теме исследования – двадцать одна.

Область применения. Результаты исследования могут представлять интерес для научного сообщества, изучающего тенденции развития этнических СМИ России и медиасистемы полиэтнических регионов Российской Федерации. Также результаты исследования могут использоваться при создании учебных курсов, учебных пособий и монографий по теме СМИ на национальных языках в условиях многонационального российского общества. В области высшего образования материалы диссертации могут быть востребованы высшими учебными заведениями России при разработке и преподавании некоторых учебных дисциплин по направлениям подготовки УГСН 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело».