Диссертация

Смирнов Сергей Сергеевич

Доктор наук

Статус диссертации

  
Диплом Доктор наук
  
Решение о выдаче диплома
  
Положительное заключение АК
  
На рассмотрении в АК
  
Положительная защита
22.04.2024 
Объявление опубликовано
03.04.2024 
Принят к защите
02.04.2024 
Заключение комиссии
22.03.2024 
Документы приняты
Тема диссертации

Медиахолдинги как субъекты медиасистемы Российской Федерации

ФИО соискателя
Смирнов Сергей Сергеевич
Степень на присвоение
Доктор наук
Дата и время защиты
26.06.2024 14:00
Место проведения защиты
125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1, ауд. 201
Научный консультант
Вартанова Елена Леонидовна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Тулупов Владимир Васильевич
Доктор наук Профессор
Дугин Евгений Яковлевич
Доктор наук Профессор
Демина Ирина Николаевна
Доктор наук Доцент
Ученое звание
Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования – сформировать целостное верифицированное представление о функционировании медиахолдингов России в существующих экономических, технологических, правовых и политических условиях. Базовая научная проблема заключается в том, что такие сложные субъекты национальной медиасистемы, как медиахолдинги, пока не имеют полноценного понятийно-категориального описания, отражающего разнообразные аспекты и последствия их деятельности.

Актуальность исследования. Принимая за основу социально-экономический характер медиа как особого института, автор априори считает, что они всегда оказывают влияние на мировоззрение наций в целом, электоральную и гражданскую активность, культурные коды, систему ценностей, языковые практики и паттерны поведения людей. В эпоху информационного общества это значение медиа достигло исторического максимума. И в этих условиях как никогда актуальным становится вопрос о том, какие именно акторы (действующие субъекты) медиасистемы определяют содержание и структуру каналов массовой коммуникации.

К настоящему времени медиасистема Российской Федерации прошла большой и непростой путь: возникли принципиально новые рыночные сегменты и цифровые информационные технологии, были пережиты несколько явных кризисов и период бурного экономического роста, менялась политическая обстановка, предпочтения аудиторий и приоритеты рекламодателей. Разносторонние преобразования создали новые механизмы развития отрасли и заложили основу для новых тенденций, одной из которых стала концентрация собственности. И важно подчеркнуть, что медиахолдинги (медиагруппы) здесь одновременно выступают и в качестве акторов, и в качестве феномена, результирующего данный процесс.

Сосредоточение медиаактивов под контролем определенного круга владельцев началось в нашей стране еще в первой половине 1990-х гг., и с тех пор это явление приобрело постоянный характер. Уже сформировавшиеся медиахолдинги, представляющие как частные, так и государственные интересы, соперничают между собой и расширяются в том числе за счет приобретения или создания новых средств массовой информации (СМИ) и других медиа, что нацелено на укрепление рыночных позиций. На данный момент можно констатировать, что развитие медиахолдингов во многом определяет и структуру национальной медиасистемы, и ее основные экономические тренды, поскольку именно игроки-лидеры, аккумулирующие значительную часть ресурсов, имеют возможность оказывать существенное влияние на общее состояние сферы, в которой они ведут свою деятельность.

Значимость данного исследования обусловлена прежде всего тем, что концентрация в усложняющейся по структуре медиасистеме России не прекращается, хотя некоторые ее признаки со временем объективно меняются. А постоянный рост наиболее крупных экономических агентов в конечном счете угрожает свободной рыночной конкуренции в медиаиндустрии страны, вплоть до проявления в некоторых сегментах признаков монополистической деятельности. Кроме того, в силу особых экономических, юридических и политических условий концентрация на медиарынке России имеет свой национальный характер. Собственники крупных отечественных медиаактивов уже продемонстрировали несколько весьма различных, отчасти противоречивых подходов к ведению бизнеса в профильной сфере.

И безусловно, автор исходит из того, что медиа, и СМИ в частности, были и остаются важнейшими инструментами социальной коммуникации, поэтому большое значение имеет, кто именно, с какой целью и каким образом определяет характер их деятельности: медиахолдинги по определению не только оказывают влияние на информационную повестку дня, но и зачастую генерируют ее. А сам процесс их формирования обусловлен рядом разнонаправленных факторов (движущих сил), проявляющихся на глобальном, национальном и региональном уровне, и он отнюдь не линеен и, что особенно важно, тоже не конечен во времени.

При этом важно особо отметить, что общее распространенное понимание сложившейся конфигурации отечественной медиасистемы в нюансах не всегда в полной мере соответствует формальному положению дел, а ряд деталей, связанных с деятельностью конкретных медиапредприятий (игроков), просто являются неочевидными (недоказуемыми) без подробного анализа соответствующего массива документальных источников информации. Здесь автор видит ключевое обоснование актуальности системного изучения российских медиахолдингов как особых субъектов медиасистемы России.

Объектом диссертационного исследования является фактически сформировавшаяся в России система медиапредприятий, обладающих признаками холдинговых объединений. Предметом исследования стали основные организационно-экономические характеристики отечественных медиахолдингов, а также общие тенденции и закономерности развития концентрации в медиасистеме современной России

Методология и методы исследования. Общий методологический подход диссертации основан на положении, что любые экономические отношения являются частью системы отношений общественных, и хозяйственная деятельность всегда имеет связь с имеющимся социальным контекстом. И конкретно в случае с медиа анализ их экономической природы представляется невозможным без понимания тенденций развития социума и его текущих характеристик. Обращаясь непосредственно к истории вопроса, автор выделяет несколько отечественных и зарубежных исследовательских направлений, которые среди прочего включают принципиально важные для данной работы политэкономию медиа и медиаэкономикс.

Основным общетеоретическим методом проведенного исследования стало сопоставление обширного эмпирического материала с существующим на данный момент концептуальными положениями отечественной и зарубежной медиаэкономики. Это дало возможность сформулировать главные особенности концентрации, наблюдающейся в практике российской медиасистемы. Также в ходе исследования применялась классификация изучаемых российских медиахолдингов по ряду признаков. В рамках индуктивного подхода в результате удалось выделить и промаркировать несколько моделей их развития. Также автором применялся системно-исторический способ толкования (интерпретации) права при работе с российскими нормативными актами.

Ключевой эмпирической методикой исследования являлась количественная, а именно измерение совокупностей всех собранных данных, в том числе при помощи разработанного автором оригинального инструмента. Им стал новый индекс концентрации – Synergetic Media Concentration Index (SMCI) – апробированный путем проведения расчетов по составленной формуле. Также инструментарий исследования включал базовые индексы уровня концентрации на медиарынке – Concentration Ratio (CR), Herfindahl-Hirschman Index (HHI), Media Ownership Concentration and Diversity Index (MOCDI) – и линейный коэффициент корреляции (r-Pearson), примененный для проверки статистических закономерностей. Полученные при расчетах результаты в целом подтвердили валидность избранной количественной методики для дальнейшего применения, но содержали вынужденные погрешности, связанные с перманентной нехваткой (отсутствием) некоторых релевантных сведений.

Эмпирический объект исследования представляет собой выборку организаций, разделенных на два блока по географическому принципу. На общенациональном уровне были отобраны ТОП-6 медиахолдингов страны, являющихся ведущими игроками на телевизионном рынке и рынке онлайн-медиа, а также ТОП-5 медиахолдингов в менее подверженных концентрации сегментах рынка – радиовещания и периодической печати. При рассмотрении отдельных аспектов функционирования медиахолдингов к выборке при необходимости добавлялись и другие участники отрасли. На региональном уровне были отобраны ключевые медиахолдинги всех субъектов федерации, столицы которых являются городами-миллионниками (N=17), и ключевые медиахолдинги всех субъектов, столицы которых являются городами-стотысячниками (N=60), а также несколько межрегиональных объединений (N=6). Таким образом, в общей сложности было рассмотрено около 100 организаций.

Хронологические рамки исследования охватывают тридцать лет постсоветского периода в истории страны и национальной медиасистемы (1991–2020 гг.). Отсчет с 1991 г. обусловлен тем, что именно тогда была официально создана Российская Федерация как субъект международного права, а завершение исследования 2020 г. объясняется началом нового периода экономической турбулентности, связанной отчасти с последствиями пандемии коронавируса, а затем с существенными изменениями внешнеполитических обстоятельств. В связи с тем, что экономическая транспарентность (прозрачность) отрасли в 1990-е и 2000-е гг. была очень далека от идеальной, основной фокус количественного исследования был вынужденно перемещен на 2010-е гг.

Эмпирическая база исследования представляет собой совокупность различных хозяйственных и нормативных документов, сопровождающих, отражающих и регламентирующих экономическую деятельность холдинговых медиапредприятий в России. Она состоит из трех основных элементов: 1) Сведений об учредителях юридических лиц (выписок из ЕГРЮЛ), образующих медиахолдинги, и их бухгалтерско-финансовой отчетности (по формам РСБУ или IFRS/GAAP); 2) Статистических данных индустриальных исследовательских организаций (измерителей), отслеживающих динамику развития медиарекламного рынка и аудиторных показателей медиа (СМИ), а также данных официального реестра регулятора; 3) Положений российских нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих деятельность медиа (СМИ), медиапредприятий как агентов экономической деятельности, а также защиту конкуренции на товарных рынках.

Теоретические и практические результаты и их новизна. Концентрация в медиасистеме России является динамичным процессом, и очевидно, что полученные на данном этапе результаты еще потребуют неоднократного переосмысления, а поставленные сегодня вопросы будет необходимо регулярно уточнять. Новизна данного исследования обусловлена тем, что в диссертации в диахроническом разрезе детально представлен и научно осмыслен именно российский опыт формирования медиахолдингов, а также развития концентрации на общенациональном и региональном уровнях медиасистемы. В качестве наиболее значимых достижений автор выделяет следующие: 1) впервые проводится четкое, основанное на доказуемых характеристиках разграничение феноменов «медиахолдинг» и «медиагруппа»; 2) впервые в научный оборот вводится многокомпонентный (синергетический) индекс измерения концентрации именно для медиасистемы; 3) впервые определяется динамика уровня концентрации в отдельном (телевизионном) сегменте российской медиаиндустрии и проводится сравнение разных показателей; 4) впервые продемонстрировано, что существующие в России правовые нормы пока не приспособлены для полноценного регулирования концентрации на национальном медиарынке; 5) впервые выявляются и маркируются несколько различных типовых моделей развития медиахолдингов в регионах страны.

Степень и эффективность внедрения. Результаты диссертационного исследования были апробированы автором в форме панельных и пленарных докладов на различных научных мероприятиях («Журналистика: творчество, профессия, индустрия. Международная научно-практическая конференция», «Актуальные проблемы медиаисследований. Международная научно-практическая конференция НАММИ», European Media Management Association Annual Conference и др.). Материалы, представленные в диссертации, были использованы автором при разработке и преподавании ряда дисциплин, реализуемых кафедрой теории и экономики СМИ и входящих в учебный план факультета журналистики в соответствии с Образовательными стандартами МГУ имени М. В. Ломоносова по направлениям подготовки «Журналистика» и «Медиакоммуникации» («Медиахолдинги России: история и современное состояние», «Цифровые медиаиндустрии», «Медиаэкономика», «Современные медиаиндустрии (Россия)», «Медиаиндустрия и спортивные СМИ»). Основные положения диссертации отражены в девятнадцати статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета. Общее количество публикаций по теме исследования – двадцать шесть.

Область применения. В сфере медиаисследований диссертация может использоваться как источник методических решений, применимых для изучения крупных медиапредприятий и общего характера развития медиасистемы страны. Сделанные наработки будут актуальны и для академических научных работников, и для специалистов-аналитиков индустриальной направленности. В области высшего образования материалы диссертации могут быть востребованы высшими учебными заведениями России при разработке и преподавании некоторых учебных дисциплин по направлениям подготовки УГСН 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело». В народнохозяйственном плане результаты исследования могут быть полезны при выработке и корректировке норм отраслевого и общего антимонопольного законодательства, а также учитываться профильными органами власти – министерствами (Минцифры, Минкультуры) и регуляторами (Роскомнадзор, ФАС) – при формировании исполнительных документов.