Диссертация

Эль-Бакри Татьяна Владимировна

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
23.12.2024 
Решение о выдаче диплома
23.12.2024 
Положительное заключение АК
20.11.2024 
На рассмотрении в АК
22.05.2024 
Положительная защита
17.04.2024 
Объявление опубликовано
03.04.2024 
Принят к защите
02.04.2024 
Заключение комиссии
22.03.2024 
Документы приняты
Тема диссертации

Развитие аудиовизуального производства в условиях цифровой трансформации российской медиасистемы

ФИО соискателя
Эль-Бакри Татьяна Владимировна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
22.05.2024 16:00
Место проведения защиты
125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1, ауд. 103
Научный руководитель
Вартанова Елена Леонидовна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Гавра Дмитрий Петрович
Доктор наук Профессор
Уразова Светлана Леонидовна
Доктор наук Доцент
Самарцев Олег Робертович
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования – выявление актуальных мировых тенденций в развитии российского аудиовизуального производства на фоне технологической трансформации, вызванной цифровизацией медиа.

Актуальность темы исследования. На рубеже ХХ–XXI веков на фоне внедрения цифровых интерактивных информационно-коммуникационных технологий началась глобальная трансформация технологических основ медиа, повлиявшая на социальные процессы. Использование интернета становится основным видом медиаактивности повсеместно везде в мире, в результате чего в период 2010-х гг. интернет постепенно вытеснил телевидение с позиции главного рекламоносителя на национальных рынках, при этом в структуре глобального медиапотребления видеоконтент завоевал лидирующее положение среди всех видов цифрового контента.

В условиях цифровизации инфраструктура аудиовизуальной отрасли подверглась существенной перестройке, а в деятельности аудиовизуальных производств появились новые тенденции. Данные актуальные процессы проходили в российском аудиовизуальном производстве на фоне политических, социальных и экономических реформ 1990-х гг., возникновения конкурентной среды в медиаиндустрии и появления частных медиакомпаний. Актуальность темы обоснована также тем, что на аудиовизуальное производство в немалой степени воздействуют геополитические процессы, вследствие которых в 2022 г. произошел уход западных медиакомпаний и западного контента с отечественного медиарынка. Спрос российской аудитории на аудиовизуальное содержание начал удовлетворяться за счет продукции в основном национального производства, что создало новые возможности для развития отечественных медиакомпаний.

Объект исследования – аудиовизуальное производство, выпускающее продукцию в виде фильмов, сериалов, телепрограмм и коммерческого видео, находящееся под воздействием общемировых тенденций процесса цифровизации медиасистем. Предмет – основные тенденции развития российского аудиовизуального производства под влиянием процесса цифровизации в 2000-2020 гг.

Методы исследования. Основными методами, использованными при работе над теоретической частью диссертации, являются сравнение, обобщение, анализ и синтез, историко-системный, описательный методы. Основной массив эмпирических данных связан с деятельностью производящих компаний. Всего было изучены данные о деятельности более 170 действующих компаний, а также порядка 20 компаний, которые перестали функционировать. Данные о компаниях были собраны на их сайтах, в специализированных изданиях на тему кино, коммерческого видео, телевидения, телекоммуникаций, отраслевых отчетах ведомств и исследовательских компаний «Невафильм Research», PwC и др., компаний-измерителей J’son & Partners Consulting, Statista и др.

Изучаемая информация включила исследование лидирующих компаний с использованием данных Фонда кино о лидерах кинопроизводства (2010-2023), данных Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций о лидерах-производителях сериалов и программ для ведущих телеканалов (2016-2020) и данных AllAdvertising.ru о лидерах производства коммерческого видео (2006-2023); уменьшение доли участия киностудий полного цикла в производстве фильмов на основе анализа состава лидеров кинопроизводства в перечне Фонда кино (2010-2023) и состава производителей фильмов в выборках агрегатора «Кинопоиск» 20 лучших российских фильмов 1990-х, 2000-х и 2010-х гг.; развитие производственной кооперации на основе выявления числа кинофильмов, созданных в рамках совместного производства несколькими продакшн-компаниями в выборках 20 лучших российских фильмов, отобранных агрегатором «Кинопоиск» среди фильмов 1990-х, 2000-х и 2010-х гг.; уровень проникновения медиафраншиз в 100 самых кассовых фильмов кинопроката РФ (май 2023 г.) на основе анализа первой сотни фильмов в базе данных «Кинопоиска» «Россия: Самые кассовые фильмы»; уровень проникновения медиафраншиз в 50 самых кассовых отечественных фильмов кинопроката РФ (май 2023 г.) на основе анализа первых пятидесяти фильмов российского производства в базе данных «Кинопоиска» «Россия: Самые кассовые фильмы»; экосистемы агрегаторов «Кинопоиск» и IMDb (система рейтингов и пользовательских оценок, виды представленного контента) на основе изучения данных исследуемых компаний.

Теоретические и практические результаты и их новизна. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении академических представлений о функционировании российских аудиовизуальных производителей на современном этапе. Результаты исследования отечественных ОТТ-сервисов, медиафраншиз и механизмов влияния полисубъектной медиасреды на продвижение содержания могут быть использованы для комплексного изучения функционирования российских аудиовизуальных производств как сегмента глобальной медиасистемы, создающей продукт для растущего рынка медиа и развлечений.

С практической точки зрения ценность работы заключается в том, что выявленные в ходе исследования тенденции развития аудиовизуального производства могут быть учтены в деятельности российских продюсеров и продакшн-компаний. Также результаты могут быть использованы в образовательном процессе, в научной и учебной работе преподавателей и студентов в системе подготовки продюсеров аудиовизуального проекта и исследователей, специализирующихся в области изучения медиа и коммуникаций.

Научная новизна исследования обосновывается тем, что в российских исследованиях медиасистемы пока не достаточно актуализирована проблема выявления закономерностей развития аудиовизуального производства и организации бизнеса производящих компаний на фоне социальных трансформаций в условиях цифровизации. В данной диссертации впервые представлены результаты анализа формирования российского сектора цифрового видеоконтента на основе цифровизации технологий кино- и телепроизводства и систематизированы данные об основных этапах производства и реализации различных видов аудиовизуального контента, таких как фильм и сериал, телепрограмма, коммерческое видео, в единой обобщенной модели. Также была выявлена тенденция вертикальной дезинтеграции российских аудиовизуальных производств. Предлагается собственная периодизация этапов развития российских легальных видеосервисов в соответствии с наиболее существенными факторами, формировавшими тенденции развития данного сегмента отечественной медиаиндустрии в указанные хронологические периоды. Выявлены характеристики развития и продвижения российских аудиовизуальных проектов в виде медиафраншиз. Описаны механизмы влияния различных акторов медиаотрасли, действующих в цифровой медиасистеме, на продвижение аудиовизуального содержания.

Степень и эффективность внедрения. Материалы диссертационного исследования были апробированы в процессе разработки авторского курса «Продюсирование», который преподается автором на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова с 2018 г. и относится к программе «Теория и экономика цифровых медиа» вариативной части ОПОП подготовки студентов магистратуры в 3 семестре, а также на международных научно-практических конференциях «Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия», «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия».

Основные положения диссертации отражены в шести научных работах. Необходимые для защиты четыре статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета.

Область применения. Результаты исследования могут представлять интерес как для научного сообщества, изучающего тенденции развития современной медиасистемы на фоне социальных трансформаций, так и для профессионалов медиаиндустрии, включая продюсеров, дистрибьюторов, маркетологов. Также результаты исследования могут использоваться при создании учебных курсов, учебных пособий и монографий по теме продюсирования аудиовизуального контента, организации и управления аудиовизуальными проектами.