Диссертация

Юров Федор Дмитриевич

Кандидат наук

Статус диссертации

25.06.2024 
Диплом Кандидат наук
17.06.2024 
Решение о выдаче диплома
13.05.2024 
Положительное заключение АК
09.04.2024 
На рассмотрении в АК
14.03.2024 
Положительная защита
25.01.2024 
Объявление опубликовано
24.01.2024 
Принят к защите
23.01.2024 
Заключение комиссии
17.01.2024 
Документы приняты
ФИО соискателя
Юров Федор Дмитриевич
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 912 от 25.06.2024
Дата и время защиты
14.03.2024 15:00
Место проведения защиты
119991, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, ГЗ МГУ, географический факультет, ауд. 2109
Научный руководитель
Гребенец Валерий Иванович
Кандидат наук Доцент
Оппоненты
Каверин Дмитрий Александрович
Доктор наук
Дроздов Дмитрий Степанович
Доктор наук Доцент
Романенко Федор Александрович
Кандидат наук
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Географический факультет, Кафедра криолитологии и гляциологии
Специальность
1.6.8. Гляциология и криология Земли
географические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-54-69

В работе анализируется проявление сложного сочетания разномасштабности природных условий и транспортных объектов в проблемах устойчивости транспортных систем в различных регионах Арктики. Цель исследований заключается в выявлении географических и геологических факторов и оценке их воздействия на устойчивость транспортной инфраструктуры в геосистемах различного масштаба на фоне изменения климата и нарастания техногенеза. Основные задачи: 1) проанализировать имеющиеся исследования по проблематике поведения транспортных объектов в зоне распространения многолетней мерзлоты; 2) выбрать с учетом особенностей физико-географических условий и специфики освоения «опорные» регионы для исследования устойчивости транспортных объектов в криолитозоне; 3) на основе материалов полевых исследований и результатов численного моделирование температурных и физико-механических характеристик грунтов оснований провести сравнительный анализ воздействия региональных геолого-географических факторов на устойчивость транспортных систем и оценить вклад этих факторов в устойчивость транспортных объектов различного масштаба и назначения; 4) выполнить обзор методов геотехнического мониторинга на объектах транспортной инфраструктуры, выдвинуть предложения по оптимизации систем мониторинга устойчивости транспортных объектов; Объектом исследования являются многолетнемерзлые основания транспортных объектов. Предметом исследования является устойчивость транспортной инфраструктуры при воздействии геолого-географических факторов с учетом региональных особенностей. Научная новизна работы заключается в следующем: 1) По данным, полученным в ходе полевых наблюдений и численного моделирования, впервые была продемонстрирована неоднородность воздействия основных групп природных факторов на объекты транспортной инфраструктуры в рамках Западного сектора Арктики; 2) На основе собственных полевых данных и прогнозов изменения климатических параметров выполнено численное моделирование и получен оригинальный прогноз температурных полей мерзлых грунтов и инженерно-геокриологических параметров (мощность активного слоя, относительная осадка при оттаивании, возрастание касательных сил морозного пучения) в опорных регионах к 2050 г. 3) Впервые проведен анализ региональной специфики поведения транспортной инфраструктуры в Западном секторе Арктики, выявлены характерные для различных и разномасштабных географических обстановок проблемы устойчивости транспортных объектов, которые также имеют значительные различия по протяженности. 4) Предложена оригинальная концепция организации мониторинга на транспортных объектах в криолитозоне на трех уровнях, обусловленных географической иерархией: глобальном, региональном, локальном и «точечном», которая может оптимизировать проведение мониторинговых работ на линейных системах большой протяженности для корректной оценки состояния устойчивости и прогноза их поведения в условиях изменяющегося климата и техногенных воздействий. Основные защищаемые положения: 1) Деформации, возникающие на объектах транспортной инфраструктуры на региональном макроуровне, определяются пространственными различиями географических условий – климатических, мерзлотно-литологических, геоморфологических, гидрологических и гидрогеологических, и выражаются, во-первых, в увеличении глубины сезонного оттаивания грунтов на фоне разных трендов к потеплению климата и связанных с ним изменением сил морозного пучения, которые на Шпицбергене будут в 2-2,5 раза больше, чем в Западном секторе криолитозоны России; во-вторых, в разной степени активности в регионах опасных экзогенных процессов в зависимости от характера рельефа (равнинные, предгорные и горные территории). 2) На мезоуровне (локальном) линейные сооружения, отличающиеся непрерывностью и меньшей по сравнению с иными объектами вариативностью природных факторов территориального размещения, демонстрируют наибольшую зависимость от мерзлотно-литологических условий, численное моделирование которых показало, что в пределах одного региона к 2050 г. на фоне потепления климата снижение несущей способности свайных фундаментов может отличаться в 1,5-2 раза, осадка грунтов – в 2,5 раза. 3) На микроуровне отмечается решающее значение гидрологических и гидрогеологических условий, в том числе, техногенного подтопления, а также условий снегонакопления и характер снегоочистки на устойчивость отдельных участков авто- и железных дорог. 4) Для оптимизации и повышения достоверности прогноза устойчивости транспортных объектов необходимо осуществлять мониторинг объектов транспортной сети на трех пространственных иерархических уровнях: 1) региональный – выявление «неблагополучных» территорий, в том числе, с учетом региональных трендов изменения климатических параметров; 2) локальный – на «ключевых участках», выделенных исходя из типизации ландшафтно-мерзлотных условий; 3) «точечный» - на выявленных проблемных участках, в т.ч. в зонах развития опасных экзогенных процессов.

# Название Размер
1 Отзыв научного руководителя (консультанта) 1 MB
2 Сведения о научных руководителях (консультантах) 141 KB
3 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 765 KB
4 Сведения об официальных оппонентах, включая публикации 281 KB
5 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 839 KB
6 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 1 MB
7 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 758 KB
8 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 608 KB
9 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 149 KB
10 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 661 KB
11 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 1 MB
12 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 109 KB
13 Дополнительный отзыв на диссертацию или реферат 779 KB
14 Протокол приема диссертации к защите 56 KB
15 Заключение по диссертации 158 KB
16 Отзыв официального оппонента 739 KB
17 Отзыв официального оппонента 1 MB
18 Автореферат 922 KB
19 Отзыв официального оппонента 1 MB
20 Диссертация 5 MB