Диссертация

Бережнов Денис Алексеевич

Кандидат наук

Статус диссертации

  
Диплом Кандидат наук
  
Решение о выдаче диплома
  
Положительное заключение АК
17.04.2024 
На рассмотрении в АК
15.02.2024 
Положительная защита
11.01.2024 
Объявление опубликовано
27.12.2023 
Принят к защите
20.12.2023 
Заключение комиссии
18.12.2023 
Документы приняты
Тема диссертации

Принципы и формы изображения внутренней жизни в прозе В. Набокова

ФИО соискателя
Бережнов Денис Алексеевич
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
15.02.2024 15:00
Место проведения защиты
г. Москва, территория «Ленинские горы», 1, стр. 51
Научный руководитель
Леденев Александр Владимирович
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Зусева-Озкан Вероника Борисовна
Доктор наук
Погребная Яна Всеволодовна
Доктор наук Доцент
Солдаткина Янина Викторовна
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Филологический факультет, Кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса
Специальность
5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-32-71

Проза Набокова содержит психологические наблюдения самого разнообразного характера и предлагает пространство для психологической трактовки многих теоретических проблем. Психологический ракурс проливает свет не только на особенности изображения психических процессов в набоковской прозе, но и на проблемы поэтические и метафизические. Настоящее диссертационное сочинение посвящено определению и исследованию принципов изображения внутренней жизни в прозе Набокова в контексте психологической прозы XIX в. и ее структурно-идеологических трансформаций в литературе ХХ в. Для изучения этой сферы набоковского наследия было предпринято общетеоретическое осмысление принципов художественной организации психологической прозы как таковой. Научная новизна и актуальность данного исследования заключается в том, что принципиальные структурные изменения психологической прозы, в особенности значимый переход от традиций XIX в. к новым приемам и формам прозы XX в. не становился пока предметом научной систематизации. Большое значение в исследовании имеет контекст философии длительности Анри Бергсона, которая пока не применялась к изучению структурных (языковых, нарративных, композиционных) синтетических принципов организации набоковского текста: привлечение наследия Бергсона в набоковедении ограничивалось пока только метафизическими вопросами.