Диссертация
Маркова Ольга Анатольевна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Голованова Светлана Викторовна
Доктор наук
Орехова Светлана Владимировна
Доктор наук Доцент
экономические науки
Быстрое распространение Интернета, охват которого в третьем квартале 2022 года составил 61% российских домохозяйств, а также бурное развитие цифровых технологий сделали возможным развитие моделей бизнеса, ключевым элементом которых являются цифровые платформы. Они связывают две и более групп разнородных пользователей и в некоторых случаях проводят между ними трансакции. Такие платформы иногда рассматриваются как посредники на рынках, хотя значительно отличаются от последних как обеспечением прямого контакта между сторонами, так и вовлеченностью всех групп пользователей в работу с платформой. Эти обстоятельства – основание пересмотра подходов к определению продуктовых границ рынков с платформами для оценки состояния конкуренции на релевантном рынке в целях применения антимонопольного законодательства.
Функционирование платформ тесно связано с перекрестными сетевыми внешними эффектами, которые не только лежат в основе ценности, которую различные группы пользователей получают от взаимодействия на платформе, но и в большой степени определяют ценообразование платформ. Ненейтральная структура цен позволяет предлагать одной из сторон взаимодействия товары и услуги по цене ниже издержек, которые платформа несет при предоставлении услуг этой группе. Такое ценообразование при рассмотрении платформ как участников односторонних рынков может привести к обвинению платформы в назначении монопольно высоких цен для одной из сторон и монопольно низких – для другой. В то же время, если антимонопольный орган не будет рассматривать стороны взаимодействий как участников отдельных рынков, то ненейтральная структура цен может быть рассмотрена им как дискриминирующая практика.
Хотя в экономической науке накоплен огромный опыт исследования рынков с платформами за прошедшие 20 лет с появления первых публикаций, посвященных исследованию платформ, тем не менее в настоящий момент отсутствуют общепринятые ответы на вопросы о том, что именно представляют собой продуктовые границы рынков с платформами и каким образом учитывать свойства платформ при определении продуктовых границ рынков. Без определения продуктовых границ релевантного рынка значительно усложняется валидация моделей конкуренции на рынках с платформами, а антимонопольные органы остаются без надежных ориентиров в правоприменении.
# | Название файла | Размер |
---|---|---|
1 | Отзыв официального оппонента | 954 KB |
2 | Протокол приема диссертации к защите | 54 KB |
3 | Заключение по диссертации | 154 KB |
4 | Автореферат | 1,003 KB |
5 | Диссертация | 2 MB |
6 | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | 127 KB |
7 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 111 KB |
8 | Отзыв официального оппонента | 163 KB |
9 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 192 KB |
10 | Отзыв официального оппонента | 209 KB |