Диссертация
Маркова Ольга Анатольевна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Доктор наук Профессор
Голованова Светлана Викторовна
Доктор наук
Орехова Светлана Владимировна
Доктор наук Доцент
экономические науки
Быстрое распространение Интернета, охват которого в третьем квартале 2022 года составил 61% российских домохозяйств, а также бурное развитие цифровых технологий сделали возможным развитие моделей бизнеса, ключевым элементом которых являются цифровые платформы. Они связывают две и более групп разнородных пользователей и в некоторых случаях проводят между ними трансакции. Такие платформы иногда рассматриваются как посредники на рынках, хотя значительно отличаются от последних как обеспечением прямого контакта между сторонами, так и вовлеченностью всех групп пользователей в работу с платформой. Эти обстоятельства – основание пересмотра подходов к определению продуктовых границ рынков с платформами для оценки состояния конкуренции на релевантном рынке в целях применения антимонопольного законодательства.
Функционирование платформ тесно связано с перекрестными сетевыми внешними эффектами, которые не только лежат в основе ценности, которую различные группы пользователей получают от взаимодействия на платформе, но и в большой степени определяют ценообразование платформ. Ненейтральная структура цен позволяет предлагать одной из сторон взаимодействия товары и услуги по цене ниже издержек, которые платформа несет при предоставлении услуг этой группе. Такое ценообразование при рассмотрении платформ как участников односторонних рынков может привести к обвинению платформы в назначении монопольно высоких цен для одной из сторон и монопольно низких – для другой. В то же время, если антимонопольный орган не будет рассматривать стороны взаимодействий как участников отдельных рынков, то ненейтральная структура цен может быть рассмотрена им как дискриминирующая практика.
Хотя в экономической науке накоплен огромный опыт исследования рынков с платформами за прошедшие 20 лет с появления первых публикаций, посвященных исследованию платформ, тем не менее в настоящий момент отсутствуют общепринятые ответы на вопросы о том, что именно представляют собой продуктовые границы рынков с платформами и каким образом учитывать свойства платформ при определении продуктовых границ рынков. Без определения продуктовых границ релевантного рынка значительно усложняется валидация моделей конкуренции на рынках с платформами, а антимонопольные органы остаются без надежных ориентиров в правоприменении.
# | Название | Размер |
---|---|---|
1 | Отзыв официального оппонента | 954 KB |
2 | Протокол приема диссертации к защите | 54 KB |
3 | Заключение по диссертации | 154 KB |
4 | Автореферат | 1,003 KB |
5 | Диссертация | 2 MB |
6 | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | 127 KB |
7 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 111 KB |
8 | Отзыв официального оппонента | 163 KB |
9 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 192 KB |
10 | Отзыв официального оппонента | 209 KB |