Диссертация

Маркова Ольга Анатольевна

Кандидат наук

Статус диссертации

13.03.2024 
Диплом Кандидат наук
11.03.2024 
Решение о выдаче диплома
11.03.2024 
Положительное заключение АК
19.02.2024 
На рассмотрении в АК
12.12.2023 
Положительная защита
07.11.2023 
Объявление опубликовано
31.10.2023 
Принят к защите
27.10.2023 
Заключение комиссии
18.10.2023 
Документы приняты
ФИО соискателя
Маркова Ольга Анатольевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 289 от 13.03.2024
Дата и время защиты
12.12.2023 17:40
Место проведения защиты
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46, 3-й учебный корпус, ауд. П7
Научный руководитель
Шаститко Андрей Евгеньевич
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Антипина Ольга Николаевна
Доктор наук Профессор
Голованова Светлана Викторовна
Доктор наук
Орехова Светлана Владимировна
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра конкурентной и промышленной политики
Специальность
5.2.1. Экономическая теория
экономические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-33-50

Быстрое распространение Интернета, охват которого в третьем квартале 2022 года составил 61% российских домохозяйств, а также бурное развитие цифровых технологий сделали возможным развитие моделей бизнеса, ключевым элементом которых являются цифровые платформы. Они связывают две и более групп разнородных пользователей и в некоторых случаях проводят между ними трансакции. Такие платформы иногда рассматриваются как посредники на рынках, хотя значительно отличаются от последних как обеспечением прямого контакта между сторонами, так и вовлеченностью всех групп пользователей в работу с платформой. Эти обстоятельства – основание пересмотра подходов к определению продуктовых границ рынков с платформами для оценки состояния конкуренции на релевантном рынке в целях применения антимонопольного законодательства.

Функционирование платформ тесно связано с перекрестными сетевыми внешними эффектами, которые не только лежат в основе ценности, которую различные группы пользователей получают от взаимодействия на платформе, но и в большой степени определяют ценообразование платформ. Ненейтральная структура цен позволяет предлагать одной из сторон взаимодействия товары и услуги по цене ниже издержек, которые платформа несет при предоставлении услуг этой группе. Такое ценообразование при рассмотрении платформ как участников односторонних рынков может привести к обвинению платформы в назначении монопольно высоких цен для одной из сторон и монопольно низких – для другой. В то же время, если антимонопольный орган не будет рассматривать стороны взаимодействий как участников отдельных рынков, то ненейтральная структура цен может быть рассмотрена им как дискриминирующая практика.

Хотя в экономической науке накоплен огромный опыт исследования рынков с платформами за прошедшие 20 лет с появления первых публикаций, посвященных исследованию платформ, тем не менее в настоящий момент отсутствуют общепринятые ответы на вопросы о том, что именно представляют собой продуктовые границы рынков с платформами и каким образом учитывать свойства платформ при определении продуктовых границ рынков. Без определения продуктовых границ релевантного рынка значительно усложняется валидация моделей конкуренции на рынках с платформами, а антимонопольные органы остаются без надежных ориентиров в правоприменении.