Диссертация
Рябинина Анна Михайловна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Доктор наук Профессор
Брызгалина Елена Владимировна
Кандидат наук Доцент
Пузанова Жанна Васильевна
Доктор наук Профессор
социологические науки
Объект исследования – классический университет в глобальном образовательном пространстве. Цели исследования – расширить понимание содержания и роли процесса интернационализации высшего образования в стратегии управления современным классическим университетом, разработать рекомендации для повышения эффективности современной российской государственной политики в области интернационализации высшего образования. В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование, сравнение, описание, обобщение, методы прикладной статистики. А также эмпирические социологические методы исследования (раздаточное анкетирование, количественно-качественный анализ документов. Эмпирической базой работы являются результаты проведенного автором социологического исследования. Привлечены результаты мониторинга международной деятельности в сфере высшего образования специализированных информационных ресурсов. Диссертационное исследование опиралось на принципы системного, сравнительно-исторического, институционального, сетевого подходов. В работе использованы теория информационного общества, человеческого капитала, экономики знаний, теория социальной мобильности, теория стратегического управления, теория государственного управления, концепция «открытого общества». Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное теоретическое исследование позволило углубить понимание сути процесса интернационализации, выявило влияние трендов на изменение архитектуры современного мирового образовательного пространства. Может стать основой для дальнейших исследований в области высшего образования и решения управленческих задач. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе для построения студентами собственных образовательных траекторий, в разработке программ повышения квалификации управленческих и педагогических кадров в вузах. Разработаны рекомендации совершенствования стратегии управления классическим университетом в глобальном образовательном пространстве, которые могут найти применение в практике управления высшими учебными заведениями в период перехода классического университета в университет нового, постклассического типа, опираясь на опыт реализации модели университета нового поколения МГУ имени М.В. Ломоносова. В работе обобщены теоретические подходы к интерпретации процесса интернационализации образования; выделены современные тенденции в глобальном образовательном пространстве; охарактеризованы инструменты управления интернационализацией в стратегии управления классическими университетами; раскрыта роль современных проектов государственной образовательной политики России в интеграции российских университетов в глобальное образовательное пространство.