Диссертация

Рябинина Анна Михайловна

Кандидат наук

Статус диссертации

11.04.2023 
Снят с рассмотрения и защиты
10.04.2023 
Объявление опубликовано
07.04.2023 
Принят к защите
04.04.2023 
Заключение комиссии
15.03.2023 
Документы приняты
ФИО соискателя
Рябинина Анна Михайловна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Дата и время защиты
15.05.2023 17:30
Место проведения защиты
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 1 корпус гуманитарных факультетов, ауд. 651
Научный руководитель
Петрунин Юрий Юрьевич
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Смакотина Наталья Леоновна
Доктор наук Профессор
Брызгалина Елена Владимировна
Кандидат наук Доцент
Пузанова Жанна Васильевна
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет государственного управления, Кафедра социологии управления
Специальность
5.4.7. Социология управления
социологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-15-89

Объект исследования – классический университет в глобальном образовательном пространстве. Цели исследования – расширить понимание содержания и роли процесса интернационализации высшего образования в стратегии управления современным классическим университетом, разработать рекомендации для повышения эффективности современной российской государственной политики в области интернационализации высшего образования. В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование, сравнение, описание, обобщение, методы прикладной статистики. А также эмпирические социологические методы исследования (раздаточное анкетирование, количественно-качественный анализ документов. Эмпирической базой работы являются результаты проведенного автором социологического исследования. Привлечены результаты мониторинга международной деятельности в сфере высшего образования специализированных информационных ресурсов. Диссертационное исследование опиралось на принципы системного, сравнительно-исторического, институционального, сетевого подходов. В работе использованы теория информационного общества, человеческого капитала, экономики знаний, теория социальной мобильности, теория стратегического управления, теория государственного управления, концепция «открытого общества». Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное теоретическое исследование позволило углубить понимание сути процесса интернационализации, выявило влияние трендов на изменение архитектуры современного мирового образовательного пространства. Может стать основой для дальнейших исследований в области высшего образования и решения управленческих задач. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе для построения студентами собственных образовательных траекторий, в разработке программ повышения квалификации управленческих и педагогических кадров в вузах. Разработаны рекомендации совершенствования стратегии управления классическим университетом в глобальном образовательном пространстве, которые могут найти применение в практике управления высшими учебными заведениями в период перехода классического университета в университет нового, постклассического типа, опираясь на опыт реализации модели университета нового поколения МГУ имени М.В. Ломоносова. В работе обобщены теоретические подходы к интерпретации процесса интернационализации образования; выделены современные тенденции в глобальном образовательном пространстве; охарактеризованы инструменты управления интернационализацией в стратегии управления классическими университетами; раскрыта роль современных проектов государственной образовательной политики России в интеграции российских университетов в глобальное образовательное пространство.