Диссертация
Алтухова Ольга Игоревна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Доцент
Кандидат наук
Зыкова Ирина Владимировна
Доктор наук Доцент
Борисова Елена Борисовна
Доктор наук Профессор
филологические науки
Актуальность исследования обусловлена ролью текста как культурного феномена, а также интересом к структуре и функционированию текстов в современных гуманитарных науках. Объектом исследования являются поэтические произведения английских и американских авторов XVI-XXI вв. Предметом исследования является функционирование концепта TEXT как источника концептуальных метафор в англоязычной поэзии. Целью исследования является выявление закономерностей формирования, развития, взаимодействия и вербализации концептуальных метафор, объединенных областью источника TEXT. В связи с этим были поставлены следующие задачи: 1. выделить наиболее распространенные концептуальные метафоры с областью источника TEXT; 2. определить варианты их языковой реализации; 3. установить их источники и проследить оформление структуры и языкового выражения; 4. рассмотреть диахронически механизмы их усложнения, переосмысления и индивидуализации и проанализировать взаимоотношения между компонентами (слотами) концептуальной схемы; 5. проанализировать влияние исторического и культурного контекста; 6. выявить взаимодействие метафор, основных для данной работы, и иных культурно значимых концептуальных метафор; 7. сравнить реализации метафор в традиционной (профессиональной письменной), песенной и любительской поэзии. Научно-информационной базой исследования послужили работы в области когнитивной лингвистики, когнитивной поэтики, культурологии, стилистики, поэтики и лингвопоэтики, источниковедения и библеистики, теории словесности и медиа. Были использованы методы лингвостилистического и лингвопоэтического анализа; этимологический анализ лексики; корпусные методы. Научная новизна диссертации обусловлена тем, что концепт TEXT и метафоры с данной областью источника ранее не изучались в когнитивной поэтике. Впервые была рассмотрена группа слотов «автор-текст-читатель» и материальный носитель «текста»; исследовано функционирование метафор в непрофессиональной поэзии. Теоретическая значимость работы состоит в выявлении ранее не отмечавшихся закономерностей формирования, эволюции и взаимосвязи метафор. Практическая ценность исследования заключается в возможности применения его результатов при разработке учебных курсов и пособий, а также составлении корпусов, баз данных и словарей.
# | Название | Размер |
---|---|---|
1 | Протокол приема диссертации к защите | 58 KB |
2 | Отзыв официального оппонента | 785 KB |
3 | Отзыв официального оппонента | 1 MB |
4 | Отзыв официального оппонента | 764 KB |
5 | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | 1 MB |
6 | Диссертация | 3 MB |
7 | Автореферат | 828 KB |
8 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 1 MB |
9 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 302 KB |