Диссертация
Лыкова Ксения Геннадьевна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Академик РАН Доктор наук Профессор
Шабанова Мария Валерьевна
Доктор наук Профессор
Панферов Валерий Семенович
Кандидат наук Доцент
педагогические науки
Объект исследования – обучение математике в средней общеобразовательной школе. Предмет исследования – методика формирования стохастического мировоззрения старшеклассников общеобразовательной школы при обучении математике с применением цифровых образовательных технологий. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методики формирования стохастического мировоззрения старшеклассников в условиях цифровизации математического образования. Методы исследования: – теоретические – анализ философских, психолого-педагогических работ по теме исследования, нормативных документов, стандартов, рабочих программ, учебных планов; – эмпирические – анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные беседы с учащимися 10-11 классов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных; − статистические – обработка данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы средствами математической статистики. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована методика формирования стохастического мировоззрения старшеклассников в условиях цифровизации математического образования; выявлены основные принципы формирования мировоззрения школьников; установлены содержательные характеристики мировоззрения в исследованиях учёных разных стран историко-философского, психологического и педагогического характера; выявлен мировоззренческий потенциал стохастики, направленный на развитие у учащихся полезных для них мировоззренческих ориентиров и качеств; проведён анализ функциональных возможностей различных средств цифровых технологий, применяемых при обучении стохастике. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём: – разработанные учебные пособия «Знакомство с миром случайностей», «Знакомство с миром статистических закономерностей» могут быть применены для преподавания элективных или обязательных курсов в школах; – разработанный учебный курс в программе Websoft CourseLab, ряд интерактивных презентаций SMART Notebook будут способствовать эффективной подготовке учителя к проведению уроков; – спроектированные кейс-задания будут полезны при составлении учебных пособий как основного, так и элективного курсов стохастики для средней школы; – составленная программа элективного курса для учащихся 10-11 классов углубленного (базового) обучения, направленная на формирование стохастического мировоззрения, будет способствовать теоретическому и практическому усвоению математики; – результаты исследования могут быть внедрены в систему общего и дополнительного образования. В заключении обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы основные выводы: 1) Стохастическое мировоззрение позволило приблизить учащихся к реальной действительности с её проблемами и парадоксами, оценить глобальность и универсальность вероятностно-статистических методов, увидеть возможности применения стохастики в повседневной жизни. 2) Реализация основных этапов при обучении математике способствовала вовлечению учащихся в активную деятельность, развитию устойчивых мотивов и ценностных ориентаций к стохастике, увеличению объёма предметных знаний, разнообразию исследовательской и проблемно-творческой деятельности. 3) Применение цифровых технологий при обучении стохастике оказало положительное влияние на качественное изменение способностей учащихся и повышение уровня их знаний. 4) Методика формирования стохастического мировоззрения старшеклассников позволила обеспечить целостность мировоззренческих, ценностных и мотивационных установок, создать благоприятные условия для саморазвития старшеклассников.
# | Название | Размер |
---|---|---|
1 | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | 128 KB |
2 | Протокол приема диссертации к защите | 56 KB |
3 | Автореферат | 1 MB |
4 | Отзыв официального оппонента | 875 KB |
5 | Диссертация | 8 MB |
6 | Отзыв официального оппонента | 1 MB |
7 | Отзыв официального оппонента | 1 MB |
8 | Отзыв научного руководителя (консультанта) | 725 KB |
9 | Заключение по диссертации | 58 KB |
10 | Сведения о научных руководителях (консультантах) | 300 KB |