Диссертация
Волков Александр Викторович
Кандидат наук
Статус диссертации
Кандидат наук Доцент
Кандидат наук
Антонов Константин Михайлович
Доктор наук Доцент
Марченко Олег Викторович
Доктор наук
философские науки
Ссылка на онлайн трансляцию: https://youtu.be/6HUjFaj9mRQ Объектом исследования являются труды и переписка членов МРФО. Предметом исследования является философская проблематика в трудах и письмах членов МРФО. Цель и задачи исследования Цель исследования: раскрыть основные философские идеи, взгляды, концепции, обсуждаемые участниками Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва в 1905–1918 гг. Задачи исследования: 1. Проанализировать организационные особенности и устройство МРФО, охарактеризовать основные этапы деятельности МРФО. 2. Выявить и проанализировать основную социально-философскую проблематику в деятельности МРФО. 3. Выявить и проанализировать онтологические и гносеологические идеи в творчестве философов — участников МРФО, обсуждавшиеся на его заседаниях. 4. Выявить и проанализировать эстетические идеи в творчестве участников МРФО, обсуждавшиеся на его заседаниях. 5. Определить значение Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьёва, Л. Н. Толстого, К. Н. Леонтьева, Г. С. Сковороды и других религиозных мыслителей в деятельности МРФО. 6. Определить роль деятелей МРФО как историков русской философии. 7. Выявить и проанализировать взгляды деятелей МРФО на национальную самобытность русской философии. Научная новизна Научная новизна работы заключается прежде всего в том, что впервые проводится анализ философской проблематики в деятельности МРФО, детально исследуются периоды деятельности Общества, показывается, в какие периоды происходит смена тематики заседаний, продемонстрированы истоки, формирование и эволюция философских концепций, представленных на заседаниях МРФО. Существенной проблемой, не позволяющей детально исследовать деятельность МРФО, является проблема источников: отсутствие протоколов и текстов прений. Реконструкция деятельности МРФО представляет наибольший исследовательский интерес. Данная научная работа предполагает восполнить указанную лакуну и сформировать прочный базис для дальнейших исследований МРФО. В работе впервые проанализирована взаимосвязь и взаимовлияние философских взглядов деятелей МРФО, представлен обзор внешней и внутренней критики концепций МРФО, показана полемика круга его деятелей с другими философскими кругами, что не было отражено в других исследованиях. В работе применяется целый ряд общенаучных методологических принципов гуманитарного знания. В работе с источниками из архивов А. Белого, В. Иванова, М. К. Морозовой, М. О. Гершензона, доступными в Российской государственной библиотеке, Российском государственном архиве литературы и искусства, Центральном государственном архиве Москвы, а также текстами докладов и публикаций деятелей МРФО применяется метод текстологического и биографического анализа, а также системно-структурный метод. В работе с философскими текстами деятелей МРФО использовался аналитический метод. При работе с эпистолярными источниками мы использовали интерпретационный, а также контекстный анализ. При рассмотрении религиозно- и социально-философских идей активно применялся обобщающий метод. Также данный метод использовался при рассмотрении национальных идей деятелей МРФО и их текстов, посвящённых отдельным мыслителям. В написании выводов также использован обобщающий метод. Компаративный метод применяется при сравнении идей деятелей МРФО с идеями других кругов. Данный метод мы также использовали в соотнесении религиозно-философских концепций деятелей МРФО с аналогичными концепциями Вл. Соловьёва. Положения, выносимые на защиту 1. Направление развития остросоциального дискурса в МРФО совпадало с тенденциями развития и затухания российской революции 1905–1907 гг. Религиозный дискурс раннего периода МРФО во многом опирался на проблемы, поставленные деятелями ХББ, на деятельность которого также оказали большое влияние настроения революционного времени. Базисом магистрального религиозно-философского дискурса в МРФО в первый период его деятельности являлись проблемы христианской апологетики в контексте полемики с атеистической интеллигенцией. После идейного кризиса в ядре МРФО ключевой акцент философской проблематики заседаний сместился на проблемы христианской историософии и истории русской философии. 2. С 1910 г. в деятельности МРФО прослеживается идеологическая линия формирования самобытного религиозного взгляда на историю русской философии. В традицию развития русской религиозно-философской мысли деятели Общества полноправно включали религиозные идеи русских писателей: Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, К. Н. Леонтьева и др. В дискуссии 1910–1915 гг. о ключевых проблемах истории русской философской мысли магистральным идейным направлением МРФО явилось продолжение и углубление славянофильской проблематики. Вокруг развития и критики главных идей славянофилов происходила основная национальная полемика 1911–1915 гг. внутри Общества. 3. Ядро МРФО было критически настроено по отношению к философии Канта и немецкому идеализму. Религиозная проблематика Канта оставалась актуальной до 1918 г. только для С. Н. Булгакова, тогда как Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и В. Ф. Эрн с самого основания МРФО выступали как принципиальные критики немецкого идеализма, что позволило им выявить глубинные начала в развитии русской философской мысли. Е. Н. Трубецкой выступил с критикой немецкого идеализма только в последний период существования МРФО, развив основные критические идеи Вл. Соловьёва. 4. Философской опорой в деятельности МРФО явились идеи антиномизма, софиологии, платонизма и своеобразного мистического реализма. Проблема антиномизма стала источником полемики внутри МРФО прежде всего между Е. Н. Трубецким и П. А. Флоренским. Софиология С. Н. Булгакова, представленная на заседаниях Общества, была во многом отлична от концепции Вл. Соловьёва и напрямую связана с софиологией П. А. Флоренского. Принципиально отличающееся от платонизма других деятелей МРФО философское направление экзистенциального персонализма Н. А. Бердяева позволило ему уже после выхода из соловьёвского общества выстроить самобытную критику платонизма в своей христианской философии. 5. Заседания МРФО стали площадкой для формирования и апробации основных философских концепций теургической эстетики «младосимволизма». Во многом эти концепции базировались на эстетике Вл. Соловьёва.
# | Название | Размер |
---|