Диссертация
Яковлева Наталья Геннадьевна
Доктор наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Доктор наук
Карасёва Людмила Аршавировна
Доктор наук Профессор
Клейнер Георгий Борисович
Член - корреспондент РАН Доктор наук Профессор
экономические науки
Трансляция защиты диссертации в удаленном интерактивном режиме будет доступна 18.01.2022 г. с 15:40 по ссылке: https://youtu.be/kVhWG3mqOig Вопросы, а также запросы на подключение к научной дискуссии в удаленном интерактивном режиме направлять ученому секретарю на адрес: msu.08.01@econ.msu.ru. Экономика XXI века стоит на пороге больших изменений, и это связано не только с современной технологической революцией и генезисом новых технологических укладов, но и с теми качественными изменениями, которые затрагивают самого человека (потребности, мотивы, цели и т.д.) и содержание его труда. Прогресс знаниеинтенсивного производства обусловливает ускоряющийся переход от репродуктивного индустриального труда, господствовавшего на протяжении предшествующих столетий, к преимущественно творческому труду. Эти трансформации обуславливают изменение места и роли образования в экономике. Образование становится сферой д общественного производства, в которой формируется главный ресурс и потенциал развития – творческий потенциал человека . Еще более важным основанием актуальности данного исследования является то, что за последние 30 лет произошли глубокие сдвиги в системе экономических и социальных отношений и институтов. Данный период характеризовался доминированием неолиберального тренда в эволюции рыночной экономики, что стало причиной снижения меры социальной ориентации рыночного хозяйства, роста социального неравенства, относительного сокращения сферы производства общественных благ и отхода от принципов социального государства. В результате этих трансформаций развитие образования как сферы создания общественных благ находилось и находится в противоречии с развитием образования как сферы производства частных благ в виде услуг, в том числе коммерческих. Разрешение этого противоречия становится условием экономического развития, ориентированного на технологический, социальный и культурный прогресс, а не только на рост стоимостных показателей. Эти противоречия образования стали реальностью и в России. С 1990-х годов в нашей стране осуществляются и, более того, постепенно интенсифицируются рыночно-ориентированные отношения в сфере образования. Наряду с этим в настоящее время в российском образовании наблюдается нарастание его бюрократизации и менеджеризации. Выход на траекторию социально-ориентированного развития экономики, основанного на все более широком использовании высоких технологий и творческого труда, требует изменения вектора и содержания происходящих в настоящее время трансформаций в сфере образования. Для понимания природы названных выше противоречий трансформации образования, основания и раскрытия путей перехода к социально-ориентированному образованию требуется политико-экономический анализ названных противоречий, т.е. такой подход, который сосредотачивает основное внимание на изучении не только механизмов функционирования и форм некоторого явления, но и его содержания, его противоречий, исторической эволюции. Все это в совокупности обусловливает актуальность данного диссертационного исследования.
# | Название | Размер |
---|