Диссертация
Соколова Елена Евгеньевна
Доктор наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Иванников Вячеслав Андреевич
Доктор наук Профессор
Кудрявцев Владимир Товиевич
Доктор наук Профессор
психологические науки
Цель: на основе широкого круга источников, включая архивные материалы, осуществить целостную реконструкцию истории возникновения, становления и развития созданного школой А.Н. Леонтьева варианта деятельностного подхода в психологии. Объектом настоящего исследования является возникшее в нашей стране в 1930-е годы мощное научно-практическое движение, обозначаемое термином «психология деятельности» (Tätigkeitspsychologie), или, чаще, деятельностным подходом в психологии, в двух ее (его) вариантах («рубинштейновском» и «леонтьевском»). В настоящей диссертации впервые: 1) осуществлена целостная реконструкция теоретических, эмпирических и практических исследований Харьковской психологической школы по предложенной А.Н. Леонтьевым схеме периодизации ее истории; 2) эксплицированы неявные философские основания созданной в школе А.Н. Леонтьева теории деятельности, а именно система идей Б. Спинозы о единой и единственной субстанции и формах ее познания; 3) обнаружено существенное сходство между школами А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна в определении предмета психологии и в решении проблемы соотношения психики как «образа» и психики как «процесса» при различном понимании в этих школах природы психической реальности; 4) выявлены различия между позициями А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина в понимании психики как функции или как формы деятельности и в решении проблемы критериев психического; 5) проанализированы взгляды Д.Б. Эльконина на соотношение психической и внутренней деятельности и показана их роль в решении проблемы природы психики с позиций школы А.Н. Леонтьева; 6) представлено возможное разрешение противоречий, возникших во внутреннем оппонентном круге анализируемой школы при обсуждении предмета психологической науки; 7) показано, что понимание в школе А.Н. Леонтьева психики как реальности смысловой природы приводит к диалектическому снятию противоречия между определениями психического через категории отражения и конструкции.
# | Название | Размер |
---|