Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 354
Диссертация

Диссертация

Соколова Елена Евгеньевна

Доктор наук

Статус диссертации

12.11.2021 
Диплом Доктор наук
25.10.2021 
Решение о выдаче диплома
08.10.2021 
Положительное заключение АК
27.08.2021 
На рассмотрении в АК
21.06.2021 
Положительная защита
19.04.2021 
Объявление опубликовано
16.04.2021 
Принят к защите
13.04.2021 
Заключение комиссии
31.03.2021 
Документы приняты
ФИО соискателя
Соколова Елена Евгеньевна
Степень на присвоение
Доктор наук
Приказ о выдаче диплома
№ 1172 от 12.11.2021
Дата и время защиты
21.06.2021 15:00
Оппоненты
Петровский Вадим Артурович
Доктор наук Профессор
Иванников Вячеслав Андреевич
Доктор наук Профессор
Кудрявцев Владимир Товиевич
Доктор наук Профессор
Ученое звание
Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет психологии, Кафедра общей психологии
Специальность
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
психологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-58-54

Цель: на основе широкого круга источников, включая архивные материалы, осуществить целостную реконструкцию истории возникновения, становления и развития созданного школой А.Н. Леонтьева варианта деятельностного подхода в психологии. Объектом настоящего исследования является возникшее в нашей стране в 1930-е годы мощное научно-практическое движение, обозначаемое термином «психология деятельности» (Tätigkeitspsychologie), или, чаще, деятельностным подходом в психологии, в двух ее (его) вариантах («рубинштейновском» и «леонтьевском»). В настоящей диссертации впервые: 1) осуществлена целостная реконструкция теоретических, эмпирических и практических исследований Харьковской психологической школы по предложенной А.Н. Леонтьевым схеме периодизации ее истории; 2) эксплицированы неявные философские основания созданной в школе А.Н. Леонтьева теории деятельности, а именно система идей Б. Спинозы о единой и единственной субстанции и формах ее познания; 3) обнаружено существенное сходство между школами А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна в определении предмета психологии и в решении проблемы соотношения психики как «образа» и психики как «процесса» при различном понимании в этих школах природы психической реальности; 4) выявлены различия между позициями А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина в понимании психики как функции или как формы деятельности и в решении проблемы критериев психического; 5) проанализированы взгляды Д.Б. Эльконина на соотношение психической и внутренней деятельности и показана их роль в решении проблемы природы психики с позиций школы А.Н. Леонтьева; 6) представлено возможное разрешение противоречий, возникших во внутреннем оппонентном круге анализируемой школы при обсуждении предмета психологической науки; 7) показано, что понимание в школе А.Н. Леонтьева психики как реальности смысловой природы приводит к диалектическому снятию противоречия между определениями психического через категории отражения и конструкции.

# Название Размер