Диссертация
Гринчук Наталья Леонидовна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Доцент
Андронов Илья Евгеньевич
Доктор наук Доцент
Денисова Галина Валерьевна
Доктор наук Доцент
культурология
Актуальность данного исследования заключается в том, что объективное представление о системе ценностей итальянской нации является, во-первых, ключом для интерпретации разнообразных культурных, исторических и социальных феноменов, наблюдавшихся в Италии во второй половине XX в., а, во-вторых, необходимой культурно–этической базой для эффективного взаимодействия с представителями современной итальянской культуры. Предметом исследования в данной работе являются ценности итальянской национальной культуры, выявленные в литературных, кинематографических и эстрадных произведениях 1945 – 1955 гг., ставших лауреатами значимых премий. Материалом исследования выступают произведения художественной литературы – романы–лауреаты национальной литературной премии «Стрега» (учреждена в 1947 г.), киноленты, занесенные в список «Ста фильмов, изменивших коллективную память страны», а также эстрадные композиции, премированные на Фестивале итальянской песни «Санремо» (учрежден в 1951 г.). В ходе исследования неожиданным оказалось открытие неравномерности развития различных видов искусства: в то время, как кино и поэзия осваивали новый мир с помощью неореалистического метода со всей его социальной остротой, эстрадная песня удивляла своим моральным отсутствием и методичным воспроизведением канонов 30-х гг. XX в. В системе ценностей итальянского общества 1945–1955 гг. наиболее активная динамика происходила в области экзистенциальных и социально–психологических ценностей, что объясняется потребностью итальянцев заново ответить себе на самые важные вопросы бытия. Менее активные процессы наблюдаются в области ценностей историко-культурного наследия: по большей части было актуально избавление от искусственно внедренного, а не полное обнуление системы ценностных координат. Еще менее активная динамика отмечается в области ценностей политических, несмотря на такое важное событие, как смена формы правления. Религиозные и эстетические ценности неизменны в своей доминантности и обнаруживают наибольшую стабильность. Так, наблюдения над процессами, происходящими в системе ценностей, позволили сделать вывод об обратно пропорциональной зависимости, существующей между превалированием ценности и интенсивностью её динамики: чем более доминантна ценность, тем менее она подвержена изменениям, и наоборот. В исследовании выявлены и проанализированы основные механизмы трансформации ценностей. Из общих тенденций следует отметить возвращение ценностей в аксиологическую сферу желательного, масштабную демифологизацию ценностей, отказ от их инструментализации, а также стремление избавиться от фашистских идеологических компонентов, инкорпорировавшихся в традиционные ценности на протяжении предшествовавшего двадцатилетия. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что системы ценностей итальянского общества претерпела не столь кардинальные изменения, как можно было бы предположить изначально; в основном осуществлялся поиск нового содержательного наполнения для уже существовавших ценностей и возвращение к собственным культурно-ценностным истокам.
# | Название файла | Размер |
---|---|---|
Нет прикрепленных файлов |