Диссертация
Вьюгина Дарья Михайловна
Кандидат наук
Статус диссертации
Профессор РАН Доктор наук
Доктор наук Профессор
Гавра Дмитрий Петрович
Доктор наук Профессор
Шкондин Михаил Васильевич
Доктор наук Профессор
филологические науки
Цель исследования: выявление особенностей медиапотребления современных молодых людей в возрасте от 14 до 21 года, которые живут в технологически развитых регионах России – Москве и Московской области. В этих субъектах федерации Интернетом пользуется 98% старших школьников и студентов вузов, а уровень проникновения мобильного Интернета среди этой аудитории достигает 83%. Несмотря на сохранение значительного цифрового неравенства между российскими регионами и внутри них, изучение медиапотребления молодых людей, проживающих в столичном регионе, позволяет выявить наиболее актуальные для России практики медиапотребления, продемонстрировать его основные векторы развития и динамику, дать определенные основания прогнозировать дальнейшее развитие цифровых медиа с учетом запросов и поведения аудитории. В этом контексте объектом исследования стало медиапотребление современной российской молодежи, а предметом - особенности медиапотребления представителей цифрового поколения в возрасте от 14 до 21 года, проживающих в Москве и Московской области. Методика. Основными методами, использованными при работе над теоретическими частями диссертации, являются сопоставление, обобщение и сравнительно-содержательный анализ научных источников. При обработке вторичных медиаметрических данных использовались общенаучные методы: систематизация, сравнение и анализ. К эмпирическим методам данного исследования относятся анализ вторичных данных социологических исследований медиапотребления в России и отчетов медиаметрических компаний о медиапотреблении представителей различных поколений России, а также проведенный автором онлайн-опрос молодых людей в возрасте от 14 до 21 года, проживающих в Москве и Московской области. Теоретические и практические результаты и их новизна. В исследовании проводится анализ медиапотребления российской аудитории в условиях все еще недостаточно изученного контекста цифровой трансформации российских медиа с учетом различий между поколениями и возрастными группами. Новизной отличается предмет исследования, а именно особенности медиапотребления представителей цифрового поколения, проживающих в Москве и Московской области, а также применение концептуальных подходов теории поколений в исследовании медиапотребления. Автором проводится анализ взаимосвязи изменений в медиапотреблении и принятия новых стратегических решений медиакомпаниями в цифровую эпоху; обозначаются общие тенденции современного медиапотребления различных поколений и возрастных групп в России; выявляются особенности медиапотребления современной российской молодежи; дается характеристика цифрового поколения; выявляются предпочтения представителей цифрового поколения, живущих в Москве и Московской области в выборе устройств доступа к медиа и информационных источников; характеризуются основные виды практик в Интернете, свойственные молодым людям, проживающим в столичном регионе. Степень и эффективность внедрения. Основные выводы диссертации апробированы в докладах на научных конференциях “Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия”, “Ежегодная международная конференция Академии менеджмента - 2017: в процессе взаимодействия”, Атланта, США (2017 Annual Meeting of the Academy of Management: At the Interface); “Ежегодная конференция Международной Академической Ассоциации Медиаменеджмента - 2018”, Штутгарт (2018 IMMAA Annual Conference Stuttgart); Международная научно-практическая конференция “Московские чтения-2018”. Основные положения диссертации отражены в пяти статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу RSCI Web of Science и четыре статьи - в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета МГУ. Область применения. Научные положения и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения особенностей медиапотребления российской молодежи, принадлежащей к цифровому поколению, для исследования поведения молодых людей в отношениях с медиа и выявления общих для цифрового поколения характеристик, составления рекомендаций для родителей, педагогического сообщества, законодателей. Результаты данного исследования подтверждают необходимость и актуальность дальнейшего изучения особенностей медиапотребления представителей цифрового поколения как в России в целом, так и в отдельных регионах. Молодежь делает активный выбор в процессе использования медиа и формирования обратной связи. Модели медиапотребления молодежи, мотивация выбора контента, его восприятие, интерпретация и применение на практике знаний, полученных по каналам медиа, требует большего внимания ученых. Содержащиеся в диссертации теоретические положения могут быть использованы при подготовке исследователей и журналистов-практиков как в научной, так и в учебной работе высших учебных заведений, специализирующихся на преподавании и исследовании журналистики, теории массовых коммуникаций, медиасоциологии.
# | Название | Размер |
---|