Диссертация
Берсенева Наталья Сергеевна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Доктор наук Доцент
Гвоздецкая Наталья Юрьевна
Доктор наук Доцент
Комарова Анна Игоревна
Доктор наук Профессор
филологические науки
В диссертационном исследовании освещается актуальная проблема исследования морфемной вариативности словообразовательных моделей в функционально-коммуникативных разновидностях английского академического дискурса на примере английских терминосистем биологии, геологии, физики, химии и языкознания. Актуальность работы определяется тем, что наблюдаемая в последние годы ситуация интенсивного научного развития и постоянного увеличения объема специальных знаний обусловила возникновение многочисленных новых понятий и терминов, образование которых происходит согласно определенным словообразовательным законам. Существует большое количество работ, посвященных проблеме продуктивного словообразования, однако при этом ещё не ставился вопрос о связи словообразовательных процессов с дискурсивными параметрами, в рамках которых и происходит формирование терминосистем, в частности, с жанром, контекстом и предметным регистром. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем на примере определенного слоя лексики (терминов и единиц специальной номинации) разрабатывается положение об обусловленности функционирования деривационных процессов дискурсивными параметрами речи. Важной является также разработка проблемы морфологической вариативности в словообразовании. Помимо этого, в работе затронута проблема синонимии в словообразовании и влияния предметного дискурса на продуктивность отдельных морфем: устанавливается, что семантика и функционирование того или иного словообразовательного элемента в определенной специальной дисциплине может отличаться от его семантики и функционирования в общеязыковой лексике. Практическая значимость работы обусловлена необходимостью дидактического осмысления вопросов словообразовательной вариативности. Преподавание английского языка специалистам в любой научной области, в особенности филологам, предполагает изучение, с одной стороны, лексикологии и морфологии, с другой – основ терминоведения, семантики и дискурсивной прагматики. Данные дисциплины необходимы будущим специалистам, поскольку способствуют выработке определенных навыков: чтения, анализа и написания научных текстов, правильной трактовки терминов различных школ и направлений, понимания неологизмов и окказионализмов, используемых в научной литературе. Осознание принципов организации системы английского словообразования, а также связи словообразовательных процессов с жанровыми и коммуникативными характеристиками научного текста играет важную роль в рациональной координации процесса преподавания как научной речи, так и в целом английского языка. Работа также способствует совершенствованию методики преподавания языков для специальных целей в области ряда предметных дисциплин.
# | Название | Размер |
---|