Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Трищенко Наталия Дмитриевна

Кандидат наук

Статус диссертации

05.02.2020 
Диплом Кандидат наук
20.01.2020 
Решение о выдаче диплома
20.12.2019 
Положительное заключение АК
18.11.2019 
На рассмотрении в АК
18.10.2019 
Положительная защита
12.09.2019 
Объявление опубликовано
11.09.2019 
Принят к защите
10.09.2019 
Заключение комиссии
09.09.2019 
Документы приняты
ФИО соискателя
Трищенко Наталия Дмитриевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 131 от 05.02.2020
Дата и время защиты
18.10.2019 17:30
Научный руководитель
Макеенко Михаил Игоревич
Кандидат наук
Оппоненты
Гиляревский Руджеро Сергеевич
Доктор наук Профессор
Антопольский Александр Борисович
Доктор наук Профессор
Кожемякин Евгений Александрович
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
10.01.10 Журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования заключается в выявлении специфики и тенденций трансформации системы научных журналов по массовой коммуникации под влиянием открытого доступа. Актуальность исследования определяется тем, что именно сейчас система научных журналов претерпевает трансформацию, связанную с переходом на новую модель доступа к контенту под влиянием интернет-технологий, создавая принципиально новые условия работы системы научных изданий и открывая дополнительные возможности как для взаимодействия учёных, так и для распространения знаний за пределами научного сообщества. В информационном поле, которое формирует собой система журналов по массовой коммуникации, появились новые субъекты – некоммерческие организации с изданиями открытого доступа. Произошедшие изменения стимулируют перераспределение влияния среди научных медиа разного типа и требуют реорганизации деятельности традиционных игроков рынка – в первую очередь, издательских корпораций. Объектом исследования является система научных журналов по массовой коммуникации. Предмет исследования – трансформация устройства и функционирования этой системы под воздействием открытого доступа. Методика. Для изучения влияния открытого доступа на издания по массовой коммуникации были использованы как количественные, так и качественные методы: проведен сравнительный анализ показателей цитируемости, использования и альтернативных метрик научных статей, опубликованных в период с 2015 по 2017 гг. в 32 международных научных журналах, которые индексируются в международных наукометрических базах Web of Science и Scopus; проведено 17 экспертных интервью с представителями различных организаций, деятельность которых связана с информационным обеспечением науки и открытым доступом, выявлены их позиции по ключевым проблемам, в т.ч. терминологии, текущему статусу развития открытого доступа, его эффектам для научной коммуникации, а также перспективам и тенденциям развития явления в России и мире; изучены данные международного агрегатора журналов открытого доступа DOAJ (Directory of Open Access Journals) и сайты 181 издания, а также получены результаты опроса от 66 редакций. С целью сравнения характеристик открытых изданий с традиционными были собраны данные Web of Science и Scopus для 86 подписных журналов в категории Communication, а также изучены их официальные сайты в соответствии с критериями, по которым проводился анализ изданий из базы DOAJ. Теоретические и практические результаты и их новизна. В ходе работы впервые было установлено, какова специфика трансформации системы научных журналов по массовой коммуникации по сравнению с изданиями из областей других гуманитарных, а также естественных и точных наук, в чём состоят основные отличия традиционного и открытого сегментов системы, какие перспективы дальнейшей трансформации видят эксперты, а также каково влияние открытого доступа на перераспределение внимания аудитории среди научных журналов по массовой коммуникации. Впервые на русском языке собрана и обобщена основная информация о явлении открытого доступа, описывающем его терминологическом аппарате, опыте российских и зарубежных проектов, изменениях в организации и деятельности издательских корпораций, новых типах возникающих в системе информационных отношений, а также эффектах, которые открытый доступ оказывает на систему научных журналов. Степень и эффективность внедрения. Основные положения диссертации отражены в четырех статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу Emerging Sources Citation Index Web of Science, одна статья в издании, входящем в базу Russian Science Citation Index Web of Science и две статьи, индексируемых в базе Scopus. Основные выводы диссертации апробированы в докладах на 7-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня – 2018: мировая практика подготовки и продвижения публикаций», Четвёртом международном профессиональном форуме «Книга. Культура. Образование. Инновации», 6-й Международной конференции НЭИКОН «Электронные научные и образовательные ресурсы: создание, продвижение и использование», Десятых международных научных чтениях «СМИ и массовые коммуникации – 2018», Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия», 8-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня — 2019: стратегия и тактика управления и развития». Область применения. Работа развивает и углубляет имеющееся научные знания о влиянии цифровых технологий на развитие медиасистемы в целом и такого её сегмента, как научные медиа, который приобретает всё большую значимость в контексте становления информационного общества и повышения роли научной информации в России и мире. Результаты исследования и собранные материалы могут стать отправной точкой для более глубокого изучения каждого из аспектов трансформации системы научной коммуникации, а также будут полезными как издателям в их работе, в т.ч. при взаимодействии с глобальным рынком научной информации, так и исследователям – для выбора площадки для публикации результатов научной деятельности.

# Название Размер