Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Вихрова Ольга Юрьевна

Кандидат наук

Статус диссертации

05.02.2020 
Диплом Кандидат наук
20.01.2020 
Решение о выдаче диплома
20.12.2019 
Положительное заключение АК
18.11.2019 
На рассмотрении в АК
18.10.2019 
Положительная защита
12.09.2019 
Объявление опубликовано
11.09.2019 
Принят к защите
10.09.2019 
Заключение комиссии
09.09.2019 
Документы приняты
ФИО соискателя
Вихрова Ольга Юрьевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 131 от 05.02.2020
Дата и время защиты
18.10.2019 16:00
Научный руководитель
Вартанова Елена Леонидовна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Шестеркина Людмила Петровна
Доктор наук Доцент
Чернов Александр Валентинович
Доктор наук Доцент
Фролова Татьяна Ивановна
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
10.01.10 Журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования - выявить компоненты профессиональной подготовки журналистов, которые могут рассматриваться как одна из групп факторов, влияющих на повышение финансовой грамотности населения. Объект исследования. Профессиональная подготовка студентов, обучающихся по направлению 42.03.02 «Журналистика», к работе с информацией, потенциально влияющей на уровень финансовой грамотности населения. Предмет исследования. Учебные планы направления 42.03.02 «Журналистика» и рабочие программы дисциплин, формирующих знания, умения и навыки, необходимые для создания журналистских материалов финансово-экономической тематики в рамках профессиональной деятельности для массовой аудитории. Методологическая база, методика и эмпирический материал исследования. В процессе подготовки диссертации был проведен количественный контент-анализ 142 действующих учебных планов по направлению 42.03.02 «Журналистика» государственных и коммерческих вузов РФ, где на момент проведения исследования студенты дневного отделения могли получить образование по соответствующему направлению подготовки. Итоговая выборка  сплошная. Выбранный метод позволил проанализировать учебные планы вузов, которые вошли в генеральную совокупность, на предмет выявления дисциплин, формирующих у журналистов знания, умения и навыки, необходимые для работы с финансово-экономической информацией. Также были определены объем часов и место дисциплин в учебных планах. В процессе подготовки диссертации также были проведены экспертные интервью с редакторами экономических отделов 9 общественно-политических изданий, в том числе с углубленным деловым блоком. Теоретические и практические результаты и их новизна. В данной диссертации впервые в российских исследованиях СМИ и журналистики проведен анализ образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» с целью определить, при помощи каких дисциплин формируются знания, умения и навыки работы с материалами финансово-экономической тематики у современных журналистов – выпускников отечественных вузов, и достаточно ли данного набора дисциплин для осуществления деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения. В диссертации также впервые целенаправленно выявляются и классифицируются причины сложностей, с которыми сталкиваются практикующие журналисты при работе с материалами финансово-экономической тематики в профессиональной деятельности, а также предлагаются решения выявленной проблемы неспособности выпускников к выполнению задачи повышения финансовой грамотности населения в рамках профессиональной деятельности. Степень и эффективность внедрения. Основные положения диссертации отражены в пяти статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу Scopus, одна  в издании, входящем в базу RSCI Web of Science. Еще три статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета Московского университета. Область применения. Результаты исследования могут выступать в качестве инструмента повышения эффективности реализации государственных программ повышения финансовой грамотности населения РФ, в каждой из которых прописано участие СМИ, но отсутствуют конкретные рекомендации по осуществлению их деятельности. Кроме того, данная работа призвана обратить внимание на то, что на сегодняшний день в области образования журналистов существует дисциплина, включение которой в перечень общепрофессиональных дисциплин, обязательных к освоению студентами, обучающимся по направлению бакалавриата 42.03.02 «Журналистика», позволит «вооружить» будущих специалистов знаниями, умениями и навыками, необходимыми не только для нормальной организации собственной финансово-экономической жизнедеятельности, но и для профессиональной деятельности, подразумевающей адекватное и эффективное участие в повышении финансовой грамотности населения страны. Таким образом, предлагаемая в диссертации инициатива может стать отправной точкой к повышению эффективности деятельности СМИ по повышению финансовой грамотности населения.

# Название Размер