Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Анисимов Игорь Владимирович

Кандидат наук

Статус диссертации

29.11.2023 
Диплом Кандидат наук
20.11.2023 
Решение о выдаче диплома
13.10.2023 
Положительное заключение АК
05.09.2023 
На рассмотрении в АК
25.07.2023 
Положительная защита
19.06.2023 
Объявление опубликовано
19.06.2023 
Принят к защите
15.06.2023 
Заключение комиссии
14.06.2023 
Документы приняты
ФИО соискателя
Анисимов Игорь Владимирович
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 1541 от 29.11.2023
Дата и время защиты
25.07.2023 13:00
Место проведения защиты
125009, Москва, ул. Моховая - 9, стр. 1, ауд. 103
Научный руководитель
Бакулин Олег Александрович
Кандидат наук Доцент
Оппоненты
Тулупов Владимир Васильевич
Доктор наук Профессор
Дугин Евгений Яковлевич
Доктор наук Профессор
Вырковский Андрей Владимирович
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра фотожурналистики и технологий СМИ
Специальность
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования – определить основные тенденции в использовании общественного финансирования (краудфандинга) как инструмента реализации проектов в фотожурналистике и выявить характеристики, значимые для реализации фотожурналистских проектов, финансируемых посредством рассматриваемого нами инструмента.

Актуальность темы исследования. Будучи неотъемлемой частью системы современных медиа, фотожурналистика сталкивается сегодня с новыми вызовами. Прежде всего, речь идет о влиянии на профессию цифровых технологий, кардинально изменивших технику и технологии фотосъемки, систему распространения фотографии, способы подготовки и публикации снимков в СМИ.

Благодаря современным технологическим инновациям, сегодня перед фотожурналистами открываются огромные возможности. В то же время активное привлечение средствами массовой информации фотографического контента, произведенного пользователями, сокращение штата профессиональных фотожурналистов и фотослужб в целом, проводимые многими СМИ, переход к работе с фрилансерами или информационными агентствами, исчезновение бумажных версий изданий как площадки для публикации фотожурналистских материалов, фиксируемое рядом экспертов снижение стоимости труда фотожурналиста актуализирует вопрос о перспективах развития фотожурналистики как профессиональной сферы деятельности и ее будущего. Учитывая социальную значимость фотожурналистики, вынужденной сталкиваться сегодня с новыми вызовами, обусловленными прежде всего цифровизацией медиапространства, особенно актуальным становится решение проблемы финансирования деятельности фотожурналиста. В этом контексте исследование общественного финансирования (краудфандинга) как инструмента привлечения средств на реализацию фотожурналистских проектов – или даже как способа выживания профессии в современных реалиях – представляется особенно актуальным.

Объектом стали подходы к использованию общественного финансирования (краудфандинга) для финансирования фотожурналистики, а предметом – характеристики и тенденции использования краудфандинга как инструмента финансирования фотожурналистики.

Методы. Эмпирическую базу исследования представляется логичным поделить на несколько групп. В первую группу вошли данные контент-анализа страниц с информацией о 407 кампаниях по сбору средств на проекты по фотожурналистике, проведенных на таких платформах Kickstarter, работающей во многих странах мира; Planeta.ru, ориентированной на российский рынок; Emphasis, специализированной на фотожурналистике; IHECS, являющейся примером университетской платформы, созданной прежде всего в образовательных целях. Фиксировалось более 30 различных параметров, включая информацию о цели сбора средств, деталях планируемого проекта, сроках его реализации, авторе кампании, видах вознаграждения, сроках проведения сбора средств, демонстрационные материалы, а также дополнительную информацию, направленную на получение требуемой суммы денежных средств для финансирования заявленного проекта и др.

Ко второй группе отнесены статистические данные, полученные как с самих онлайн-платформ, так и со специализированных сервисов, занимающихся сбором и анализом статистики, таких как Statista, Biggercake, Kicktraq и др. Эти данные нужны прежде всего для получения более детальной информации о ходе финансирования каждой отдельной кампании – в частности, о динамике сбора денежных средств, об изменении количества новых доноров и так далее.

К третьей группе относятся данные контент-анализа публикаций в СМИ, сделанных преимущественно на русском и английском языках в 2009-2021 гг. – с момента возникновения краудфандинга в современном понимании в 2009 г. и до настоящего времени. Для анализа мы выбирали материалы изданий, в своих публикациях уделяющих внимание экономической проблематике: «Ведомости», «Коммерсант», «Форбс», The Guardian, New York Times, Time и др.

Четвертую группу составила информация, полученная в рамках проведенных нами заочных опросов 143 профессиональных фотожурналистов и фотографов и трех экспертных интервью: с фотожурналистом С.В. Кивриным, с фотожурналистом, преподавателем факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Ю.А. Трубниковым, преподавателями Института высших исследований социальных коммуникаций (IHECS) Л. Пома и Т. Марио.

Теоретические и практические результаты и их новизна. Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основании сформированной эмпирической базы нами были выявлены значимые характеристики и механизмы функционирования краудфандинга при финансировании проектов по фотожурналистике.

Практическое значение результатов исследования может быть обосновано тем, что выявленные характеристики функционирования общественного финансирования (краудфандинга) в фотожурналистике могут служить руководством для использования в практике профессиональных фотожурналистов. Проведённое научное исследование и выводы также могут быть использованы для преподавания дисциплин, связанных с экономикой и способами реализации профессиональной деятельности фотожурналистов.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором впервые затронуты аспекты особенностей восприятия краудфандинга как инструмента финансирования деятельности фотожурналиста представителями профессионального фотожурналистского сообщества и особенности взаимодействия фотожурналистов-авторов и пользователей-доноров кампаний по сбору средств, которые ранее не попадали в фокус внимания исследователей. Также были определены ключевые характеристики как различных краудфандинговых платформ, так и реализуемых на их базе проектов по фотожурналистике, что позволило сделать выводы о краудфандинге как эффективном инструменте финансирования, востребованном в современных условиях.

Степень и эффективность внедрения. Материалы диссертационного исследования были апробированы на научных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва, 2019), «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия». Международная научно-практическая конференция (Москва, 2020), «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия». Международная научно-практическая конференция (Москва, 2020), Международная научно-практическая конференция «Фотожурналистика: история и актуальные проблемы современности» (Москва, 2021), «Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия». Международная научно-практическая конференция (Москва, 2022), «Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия». Международная научно-практическая конференция (Москва, 2023). Ключевые положения диссертационной работы были использованы при разработке учебных программ: «Экономические основы фотожурналистики» и «Стратегии продвижения авторских фотопроектов». Основные положения диссертации отражены в пяти статьях. Одна статья опубликована в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Emerging Sources Citation Index, четыре статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского государственного университета.

Область применения. Результаты исследования могут представлять интерес, как для научного сообщества, так и для профессионалов, занимающихся фотожурналистикой. Материалы исследования могут быть использованы для разработки учебно-методических комплексов для дисциплин высшего образования, связанных с актуализацией форм и способов работы и реализации собственных фотопроектов фотожурналистами.