Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Конкина Ксения Михайловна

Кандидат наук

Статус диссертации

07.04.2023 
Диплом Кандидат наук
20.03.2023 
Решение о выдаче диплома
17.03.2023 
Положительное заключение АК
23.02.2023 
На рассмотрении в АК
23.12.2022 
Положительная защита
18.11.2022 
Объявление опубликовано
16.11.2022 
Принят к защите
15.11.2022 
Заключение комиссии
15.11.2022 
Документы приняты
ФИО соискателя
Конкина Ксения Михайловна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 405 от 07.04.2023
Дата и время защиты
23.12.2022 14:00
Место проведения защиты
Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1, ауд. 103
Научный руководитель
Коломиец Виктор Петрович
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Волкова Ирина Ивановна
Доктор наук Профессор
Кожемякин Евгений Александрович
Доктор наук Профессор
Уразова Светлана Леонидовна
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра социологии массовых коммуникаций
Специальность
5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Исследование «Достижение достоверности в телевизионных новостях» проведено с целью выявить механизмы достижения достоверности телевизионных новостей.

Актуальность темы исследования. Сегодня внимание аудитории акцентируется на критической оценке существующего медиапространства с множеством источников информации и, в частности, на достоверности телевизионных новостей. В современных условиях профессиональная новостная журналистика нуждается в аргументации достоверности публикуемых материалов. Недостаточно стало просто точно излагать факты, первоочередной стала проблема восприятия аудиторией достоверности материала. Также оказалось, что достоверность имеет различные формы и проявления, многовариантна и оценочна. Умение работать с таким свойством текста, как достоверность, на наш взгляд, является необходимым элементом профессиональной подготовки журналиста и журналистского творчества.

Объектом исследования стали инструменты достижения достоверности в новостных сюжетах пяти российских телеканалов.

Эмпирическими объектами являются материалы телевизионных новостей. Было отобрано 4930 оригинальных новостей телеканалов «Россия 24», «Москва 24», ОТР, «Мир» и Euronews. Выбор был продиктован необходимостью исключить отраслевые или узкоспециальные новости и выбрать те материалы, которые бы формировали более широкую повестку и не были ограничены в публикациях какой-либо сферой социальной жизни. Выбранные телеканалы направлены на разные группы аудиторий: «Россия 24» — федеральный круглосуточный информационный телеканал, «Москва 24» — региональный круглосуточный информационный канал, ОТР — общественный федеральный телеканал с регулярными выпусками новостей, «Мир» — телеканал с регулярными выпусками новостей, направленный на аудиторию стран СНГ, Euronews — европейский круглосуточный телеканал, с переведённым для российской аудитории контентом. В выборку вошли материалы новостных выпусков, которые выходили в течение дня, за исключением повторов новостей в эфире. Телевизионные новости отбирались на официальных страницах телеканалов как на сайтах, так и на официальных страницах в YouTube. Хронологические рамки исследования были ограничены периодом с 1 февраля по 29 февраля 2020 года. Телевизионные новости были отобраны при помощи сплошной выборки в рамках указанного периода.

Предметом исследования являются комбинации механизмов создания достоверности телевизионных новостей, проявляющиеся на этапе создания текста

Методика исследования. Эмпирическая часть исследования включает в себя контент-анализ содержания новостей и анализ формы новостей посредством выявления частоты использования отдельных инструментов конструирования достоверности. Согласно методологии, исследование было разделено на три этапа. На первом этапе было рассмотрено содержание выбранных нами телевизионных новостей пяти телеканалов. Данный анализ был необходим для определения однородности содержания рассматриваемых телевизионных новостей и надежности проведения дальнейшего исследования. На втором этапе был произведен анализ механизмов конструирования с помощью формы новостей. В основе данной части исследования была нормативная модель взаимосвязи между наличием элементов новостного сообщения и категории достоверности. Были выделены единицы анализа: 1) изображение; 2) текст; 3) образ автора. Также были выделены следующие категории анализа: 1) присутствие; 2) эмпатия; 3) авторская включенность. Телевизионные новости были кодированы в виде комбинаций, на основании наличия или отсутствия выделенных нами единиц на уровне категорий, где «0» означал отсутствие признака, а «1» — наличие признака хотя бы один раз. На третьем этапе нами были рассмотрены возможные корреляционные связи между формальными элементами и категориями достоверности. Этот анализ был необходим для подтверждения авторской свободы при конструировании достоверности новостей с помощью формы.

Теоретические и практические результаты и их новизна. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что научные положения и выводы работы расширяют возможность использования понятия «достоверность» в качестве коммуникативной категории. Также теоретическая значимость исследования определяется формированием набора критериев для эмпирического изучения конструирования достоверности в телевизионных новостях и апробацией данных критериев. Практическая значимость работы определяется выявлением механизмов и описанием различных технологий достижения достоверности в новостях. Результаты исследования могут быть использованы как исследователями, круг научных интересов которых затрагивает проблематику достоверности, так и практиками медиаиндустрии.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в данной исследовательской работе достоверность новостей анализируется в качестве коммуникативной категории. Достоверность представляет собой социально обусловленную конструкцию, которая обнаруживается не только на этапе осмысления текста аудиторией, но и при создании текста журналистом или редакционным коллективом. Достоверность представляет собой коммуникативную категорию, которая конструируется автором на всех уровнях текста. В данном исследовании категория достоверности анализируется в рамках формального содержания телевизионных новостей. Под достижением достоверности мы понимаем отражение в тексте определенных категорий. Автором проводится анализ телевизионных новостей с оценкой возможностей достижения достоверности.

Степень и эффективность внедрения. Материалы диссертационного исследования были апробированы на научных конференциях:

IX Международная научно-практическая конференция НАММИ «Актуальные проблемы медиаисследований» (М., 2019), Международный молодежный научный форум «Ломоносов» (М., 2020), Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия» (М., 2021), Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия» (М., 2022).

Основные положения диссертации отражены в четырех статьях. Одна статья опубликована в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Emerging Sources Citation Index, три статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского государственного университета.

Область применения. Данное исследование оказывает влияние на возможность понимания достоверности в качестве коммуникативной категории. Также материал диссертации обладает практическим значением как для журналистов, так и для профессионалов медиасферы ввиду возможностей использования выявленных нами механизмов конструирования большей достоверности с помощью формы телевизионных новостей.