Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Лапин Даниил Андреевич

Кандидат наук

Статус диссертации

27.04.2022 
Диплом Кандидат наук
18.04.2022 
Решение о выдаче диплома
25.03.2022 
Положительное заключение АК
14.02.2022 
На рассмотрении в АК
24.12.2021 
Положительная защита
22.11.2021 
Объявление опубликовано
19.11.2021 
Принят к защите
18.11.2021 
Заключение комиссии
15.11.2021 
Документы приняты
ФИО соискателя
Лапин Даниил Андреевич
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 484 от 27.04.2022
Дата и время защиты
24.12.2021 16:00
Научный руководитель
Вартанова Елена Леонидовна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Владимирова Татьяна Николаевна
Доктор наук Доцент
Шестеркина Людмила Петровна
Доктор наук Доцент
Чернов Александр Валентинович
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
10.01.10 Журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Прямую трансляцию защиты можно посмотреть, пройдя по ссылке http://www.journ.msu.ru/science/tv. Вопросы диссертанту можно отправлять на почтовый ящик sovet10.02@rambler.ru. В рамках диссертационной работы школьные средства массовой информации впервые рассматриваются как сегмент медиасистемы России и как инструмент формирования медиаграмотности школьников. Вместе с этим описываются принципы и закономерности функционирования школьных СМИ как сформировавшейся системы. Цели исследования – определить, каким образом школьные СМИ как элементы медиасистемы России, в рамках медиаобразовательных практик формируют медиаграмотность у школьников. Объект исследования. Медиаобразование в системе общего среднего образования Москвы, предметом - принципы структурирования системы школьных СМИ и закономерности ее функционирования, оказывающие влияние на формирование медиаграмотности московских школьников. В качестве основных социологических методов использованы типологический анализ школьных средств массовой информации по разработанным типоформирующим критериям, а также анализ контента. Школьные СМИ формируют навык медиаграмотности, а именно ее составные элементы: критическое осмысление информации, аналитическое мышление и творческую самореализацию за счет вовлечения учеников в редакционную работу. В основном, данные навыки формируются в рамках работы над материалами и при последующем их анализе. Критическое осмысление информации развивается у учеников на этапе совместной с руководителем редакции рефлексии – оценки преимуществ и недостатков своей работы и работы коллег по школьной редакции, а также критического анализа своей журналисткой деятельности. Аналитическое мышление формируется в контексте анализа портрета аудитории, определения наполнения очередного выпуска, определения актуальных инфоповодов для аудитории конкретного СМИ. Творческая самореализация на современном этапе развития школьного медиаобразования является основным двигателем школьных средств массовой информации: сначала в рамках освоения основных журналистских жанров и творчества в их контексте, а затем за счет разработки новых форматов подачи информации. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в рамках данного диссертационного исследования школьные средства массовой информации Москвы впервые рассматриваются как сегмент медиасистемы России, выполняющий профориентационную, социализаторскую и медиаобразовательную функции, а также формирующий навык медиаграмотности у московских школьников и позволяющий постепенно преодолевать уровни цифрового неравенства. Степень и эффективность внедрения. Результаты данной работы были представлены на научно-практических конференциях: «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» (тезисы «Особенности создания школьниками контентта для детей»), «Фактчекинг как инструмент развития медиа и современного медиаобразования (г. Новосибирск, 1-2 октября 2020 г. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 85-летию НГПУ и 20-летию кафедры журналистики)» (тезисы «Роль фактчекинга в формировании медиаграмотности обучающихся в школах»), «Актуальные проблемы медиаисследований – 2020. Х Международная научно-практическая конференция НАММИ» (тезисы «Медиаобразования как основа преодоления цифрового неравенства: исторический опыт России»). По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы. Одна статья опубликована в издании, входящем в базу Scopus и три статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета. Материал диссертации может быть использован для дальнейшего анализа современной системы школьных средств массовой информации России в других регионах, создания новых школьных СМИ и для масштабирования опыта Москвы в сфере работы со школьными средствами массовой информации на другие российские регионы снимая с них нагрузку по объединению существующих инициатив, а также по созданию собственных методических материалов и образовательных стандартов.

# Название Размер