Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Качанов Денис Геннадьевич

Кандидат наук

Статус диссертации

27.04.2022 
Диплом Кандидат наук
18.04.2022 
Решение о выдаче диплома
25.02.2022 
Положительное заключение АК
24.12.2021 
На рассмотрении в АК
19.11.2021 
Положительная защита
09.10.2021 
Объявление опубликовано
08.10.2021 
Принят к защите
07.10.2021 
Заключение комиссии
28.09.2021 
Документы приняты
ФИО соискателя
Качанов Денис Геннадьевич
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 484 от 27.04.2022
Дата и время защиты
19.11.2021 16:00
Научный руководитель
Кульчицкая Диана Юрьевна
Кандидат наук
Оппоненты
Шестеркина Людмила Петровна
Доктор наук Доцент
Кожемякин Евгений Александрович
Доктор наук Профессор
Самарцев Олег Робертович
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра новых медиа и теории коммуникации
Специальность
10.01.10 Журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Прямую трансляцию защиты можно посмотреть, пройдя по ссылке http://www.journ.msu.ru/science/tv. Вопросы диссертанту можно отправлять на почтовый ящик sovet10.02@rambler.ru. Исследование «Трансформация нарративных приемов в мультимедийных эурналистских проектах» проведено с целью выявить, как преобразуются повествовательные структуры в поликодовом пространстве медиатекста и какие нарративные возможности дают мультимедийные элементы в журналистском материале, насколько их использование помогает описать действительность и рассказать историю. Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к доминированию в медиа визуального цифрового контента: пользователи «сканируют» большую часть веб-страниц, пропуская блоки сплошного текста и задерживая внимание на визуально насыщенных объектах. Некоторые эксперты считают, что содержание в одном материале нескольких типов визуального контента – наиболее эффективная стратегия привлечения и удержания аудитории. Журналистские материалы соответствуют этой тенденции, и их форматы продолжают изменяться в цифровом пространстве. На это накладывается и другая тенденция – использование сторителлинга для эффективного объяснения сложных концептов, включения воображения реципиента и его эмоциональное вовлечение в события, ситуации, системы взаимоотношений. В цифровой журналистике растет доля мультимедийных историй, в некоторых редакциях такие проекты появляются регулярно. Трансформация особенностей подачи медиатекстов приводит к изменению восприятия их содержания аудиторией. Этим определяется необходимость изучения роли технологий в развитии нарративной техники описания действительности для понимания функционирования различных семиотических элементов при решении повествовательных задач. Объектом исследования является «мультимедийный нарратив» – повествовательная коммуникативная техника, в которой посредством интеграции разных мультимедийных элементов рассказывается история. В качестве эмпирических объектов рассматриваются 30 мультимедийных проектов, выпущенных в период с 2014 по 2019 год. Этот период обусловлен тем, что мультимедийное повествование в журналистике уже прошло начальный этап (с момента выхода «Snowfall» в 2012 году), на котором сформировались принципы создания подобных материалов, появились премии в области цифрового нарратива и многие редакции стали выпускать мультимедийные проекты регулярно. Из исследуемых материалов 15 взяты из российских изданий, 15 – из англоязычных (США, Великобритания и др.): такой отбор нам видится уместным ввиду разности в подходе к созданию мультимедийных журналистских проектов, культурном и языковом коде. Рассмотрение примеров из разных языковых сред позволит взглянуть на вопрос существования нарратива в мультимедийных проектах шире и понять, каково влияние вербальной составляющей в мультимедийных произведениях, связано ли оно с особенностями разных языковых пространств. Отбор проектов обусловлен следующими критериями: признание материалов журналистским сообществом как качественных – победы и номинации в премиях, участие в фестивалях и т.д.; соответствие журналистским принципам выбора темы и методам ее реализации; наличие повествовательных (нарративных) приемов; наличие комплекса мультимедийных элементов, визуальность, интерактивность и целостность. Предмет исследования – изменения нарративных приемов в мультимедийных журналистских проектах относительно традиционного вербального повествования. Методология и методы исследования. Основой теоретического исследования стал анализ работ российских и зарубежных исследователей, монографий, научных сборников и статей, диссертаций, систематизация, обобщение, сравнение, классификация данных. В исследовании эмпирических объектов ключевыми методами стали нарративный анализ и контент-анализ. В ходе нарративного анализа интерпретируется использование мультимедийных элементов в журналистских проектах, описывается их роль в повествовании. Каждый журналистский материал рассматривается на предмет наличия и особенностей проявления в нем 7 нарративных категорий: рассказчик, предмет, сюжет, время, пространство, персонажи, конфликт. Единицами контент-анализа являются следующие семиотические элементы: текст, фотографии, видео, иллюстрации, анимации, аудио, инфографика, карты, таймланы, выносные цитаты. Теоретическое значение работы состоит в концептуализации понятия мультимедийный журналистский нарратив, в выработке оригинального методологического подхода к изучению этого явления. Работа развивает и углубляет имеющиеся научные знания о мультимедийной журналистике и нарративной технике описания действительности. Исследование связывает традицию (повествовательные структуры) с инновацией (мультимедийный формат), в работе анализируется актуальное функционирование нарративных единиц в мультимедийных журналистских проектах российских и зарубежных медиа. Практическое значение работы. Исследование может быть полезно для выбора оптимальных семиотических элементов и их сочетания для решения той или иной повествовательной задачи при создании мультимедийных журналистских проектов. Результаты работы могут быть использованы в образовательном процессе, научной и учебной деятельности преподавателей и студентов, в системе подготовки и переподготовки журналистских кадров, в работе конвергентных редакций, при освоении индивидуальных программ профессионального развития журналистов. Степень и эффективность внедрения. Результаты данной работы были представлены на научно-практических конференциях: «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия» (тезисы «Первые пять лет мультимедийного сторрителлинга: тенденции и специфика»), «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» (тезисы «Публичная нарративность как демократизация медийного акта»), «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия» (тезисы «Мультимедийный нарратив как пересечение новой журналистики и новых медиа»). По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ. Одна статья опубликована в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Emerging Sources Citation Index. Четыре статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета. Область применения. Материалы диссертации, результаты и выводы могут быть использованы как в практической журналистике для более эффективного выбора инструментов при создании мультимедийных проектов, так и в учебных программах, курсах и семинарах на кафедрах, готовящих журналистов для развития профессиональных компетенций.

# Название Размер