Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Шацкая Александра Дмитриевна

Кандидат наук

Статус диссертации

31.08.2021 
Диплом Кандидат наук
30.08.2021 
Решение о выдаче диплома
26.08.2021 
Положительное заключение АК
08.12.2020 
На рассмотрении в АК
30.10.2020 
Положительная защита
29.09.2020 
Объявление опубликовано
25.09.2020 
Принят к защите
24.09.2020 
Заключение комиссии
23.09.2020 
Документы приняты
ФИО соискателя
Шацкая Александра Дмитриевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 903 от 31.08.2021
Дата и время защиты
30.10.2020 16:00
Научный руководитель
Вартанова Елена Леонидовна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Дугин Евгений Яковлевич
Доктор наук Профессор
Щепилова Галина Германовна
Доктор наук Профессор
Шестерина Алла Михайловна
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
10.01.10 Журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Прямую трансляцию защиты можно посмотреть, пройдя по ссылке http://www.journ.msu.ru/science/tv Вопросы диссертанту можно отправлять на почтовый ящик sovet10.02@rambler.ru Целью исследования было выявление и систематизация наиболее распространенных технологий работы с эфирным контентом различных жанров и форматов среди ведущих отечественных телеканалов, применяемых на связанных с ними интернет-сайтах, в приложениях и в социальных медиа. В этом контексте впервые в отечественной исследовательской практике были выявлены и систематизированы технологии работы, используемые ведущими российскими телеканалами при адаптации, дистрибуции и монетизации эфирного видеоконтента на собственных онлайн-площадках и в социальных медиа различных видов, а также определены тенденции, связанные с функционированием в интернете телевизионного контента из разных жанровых и форматных групп. Объектом исследования стала работа с эфирным контентом в интернете крупнейших российских развлекательных телеканалов и телеканалов общего интереса, а предметом – характеристики технологий адаптации, дистрибуции и монетизации контента в интернете, применяемые ведущими российскими телевещателями. Актуальность обращения к этой теме обосновывается тем, что в результате цифровизации сред распространения сигнала и меняющихся практик медиапотребления работа в онлайн-пространстве становится важнейшим, но пока ещё не до конца осмысленным и систематизированным на уровне понимания и воспроизведения основных технологий направлением развития уже всех типологических групп вещателей, включая важнейшие для российской медиасистемы региональные / муниципальные и тематические телеканалы. Методика исследования была основана на проведении контент-анализа сайтов телеканалов и связанных с их контентом страниц в социальных медиа и экспертных интервью с представителями изучаемых телеканалов. При проведении контент-анализа выборка включала в себя онлайн-ресурсы крупнейших российских телеканалов общего интереса и ведущих развлекательных телеканалов. Выбор телеканалов обоснован присутствием в их эфирной сетке больших объемов оригинального контента из различных форматных и жанровых групп, что позволяет учитывать при анализе технологий работы в интернете как практики, связанные как с типологическими характеристиками федеральных эфирных телесетей, так и с характеристиками отдельных видов контента. Эмпирической базой исследования стали данные контент-анализа страниц сайтов телеканалов и VOD-сервисов, мобильных приложений, сообществ в социальных сетях, на которых представлен контент телеканалов. Всего было изучено 6 официальных сайтов телеканалов, 5 сторонних VOD-платформ, 33 мобильных приложения, более 150 сообществ в 5 социальных сетях. Теоретические и практические результаты и их новизна. Установлено, что факторами, которые определяют особенности технологий производства, «упаковки», дистрибуции и монетизации эфирного телевизионного контента стали не тип владеющего правами на него телеканала или возможности его корпоративного собственника, а две важнейшие в интернете характеристики контента – жанровая группа (новости, утреннее шоу, ток-шоу, развлекальные программы, сериалы / фильмы) и связанная с ней условная «продолжительность жизни», или «жизненный цикл» единицы контента в онлайне (который может варьироваться от одного дня до сроков более месяца). Именно жанр и обусловленная востребованностью у аудитории «продолжительность цифровой жизни» конкретных программ влияют на технологические решения, доминирующие внутри жанровых групп: выбор форматов адаптации контента при интернет-размещении, инструментов монетизации (рекламная или платная), площадок и плееров для дистрибуции (собственные или сторонние), специфики использования мобильных приложений и социальных сетей. Теоретическая значимость работы определяется формированием набора критериев для эмпирического изучения технологий работы телеканалов с эфирным контентом в интернете, апробацией этих критериев для сбора и анализа эмпирических данных и получения валидных результатов, а также выявлением новых характеристик работы телеканалов с эфирным видеоконтентом в условиях цифровой медиасреды. В диссертации выявлены и описаны актуальные технологии работы телеканалов с эфирным контентом в интернете, представлены «рабочие» модели адаптации, размещения и монетизации видеоконтента в интернете, основанные на отличающихся подходах к работе с контентом разных жанров. Степень и эффективность внедрения. Основные положения диссертации отражены в четырех статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу Web of Science Emerging Sources Citation Index, а три статьи – в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета Московского университета. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке специалистов в области телевизионного менеджмента и маркетинга, а также в практической деятельности сотрудников телеканалов, онлайн-кинотеатров, продюсерских компаний, рекламных агентств и регулирующих органов.

# Название Размер