Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Вьюгина Дарья Михайловна

Кандидат наук

Статус диссертации

07.07.2020 
Диплом Кандидат наук
29.06.2020 
Решение о выдаче диплома
22.05.2020 
Положительное заключение АК
10.02.2020 
На рассмотрении в АК
27.12.2019 
Положительная защита
23.11.2019 
Объявление опубликовано
20.11.2019 
Принят к защите
19.11.2019 
Заключение комиссии
11.11.2019 
Документы приняты
ФИО соискателя
Вьюгина Дарья Михайловна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 691 от 07.07.2020
Дата и время защиты
27.12.2019 14:00
Научный руководитель
Вартанова Елена Леонидовна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Барабаш Виктор Владимирович
Доктор наук Профессор
Гавра Дмитрий Петрович
Доктор наук Профессор
Шкондин Михаил Васильевич
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
10.01.10 Журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования: выявление особенностей медиапотребления современных молодых людей в возрасте от 14 до 21 года, которые живут в технологически развитых регионах России – Москве и Московской области. В этих субъектах федерации Интернетом пользуется 98% старших школьников и студентов вузов, а уровень проникновения мобильного Интернета среди этой аудитории достигает 83%. Несмотря на сохранение значительного цифрового неравенства между российскими регионами и внутри них, изучение медиапотребления молодых людей, проживающих в столичном регионе, позволяет выявить наиболее актуальные для России практики медиапотребления, продемонстрировать его основные векторы развития и динамику, дать определенные основания прогнозировать дальнейшее развитие цифровых медиа с учетом запросов и поведения аудитории. В этом контексте объектом исследования стало медиапотребление современной российской молодежи, а предметом - особенности медиапотребления представителей цифрового поколения в возрасте от 14 до 21 года, проживающих в Москве и Московской области. Методика. Основными методами, использованными при работе над теоретическими частями диссертации, являются сопоставление, обобщение и сравнительно-содержательный анализ научных источников. При обработке вторичных медиаметрических данных использовались общенаучные методы: систематизация, сравнение и анализ. К эмпирическим методам данного исследования относятся анализ вторичных данных социологических исследований медиапотребления в России и отчетов медиаметрических компаний о медиапотреблении представителей различных поколений России, а также проведенный автором онлайн-опрос молодых людей в возрасте от 14 до 21 года, проживающих в Москве и Московской области. Теоретические и практические результаты и их новизна. В исследовании проводится анализ медиапотребления российской аудитории в условиях все еще недостаточно изученного контекста цифровой трансформации российских медиа с учетом различий между поколениями и возрастными группами. Новизной отличается предмет исследования, а именно особенности медиапотребления представителей цифрового поколения, проживающих в Москве и Московской области, а также применение концептуальных подходов теории поколений в исследовании медиапотребления. Автором проводится анализ взаимосвязи изменений в медиапотреблении и принятия новых стратегических решений медиакомпаниями в цифровую эпоху; обозначаются общие тенденции современного медиапотребления различных поколений и возрастных групп в России; выявляются особенности медиапотребления современной российской молодежи; дается характеристика цифрового поколения; выявляются предпочтения представителей цифрового поколения, живущих в Москве и Московской области в выборе устройств доступа к медиа и информационных источников; характеризуются основные виды практик в Интернете, свойственные молодым людям, проживающим в столичном регионе. Степень и эффективность внедрения. Основные выводы диссертации апробированы в докладах на научных конференциях “Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия”, “Ежегодная международная конференция Академии менеджмента - 2017: в процессе взаимодействия”, Атланта, США (2017 Annual Meeting of the Academy of Management: At the Interface); “Ежегодная конференция Международной Академической Ассоциации Медиаменеджмента - 2018”, Штутгарт (2018 IMMAA Annual Conference Stuttgart); Международная научно-практическая конференция “Московские чтения-2018”. Основные положения диссертации отражены в пяти статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу RSCI Web of Science и четыре статьи - в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета МГУ. Область применения. Научные положения и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения особенностей медиапотребления российской молодежи, принадлежащей к цифровому поколению, для исследования поведения молодых людей в отношениях с медиа и выявления общих для цифрового поколения характеристик, составления рекомендаций для родителей, педагогического сообщества, законодателей. Результаты данного исследования подтверждают необходимость и актуальность дальнейшего изучения особенностей медиапотребления представителей цифрового поколения как в России в целом, так и в отдельных регионах. Молодежь делает активный выбор в процессе использования медиа и формирования обратной связи. Модели медиапотребления молодежи, мотивация выбора контента, его восприятие, интерпретация и применение на практике знаний, полученных по каналам медиа, требует большего внимания ученых. Содержащиеся в диссертации теоретические положения могут быть использованы при подготовке исследователей и журналистов-практиков как в научной, так и в учебной работе высших учебных заведений, специализирующихся на преподавании и исследовании журналистики, теории массовых коммуникаций, медиасоциологии.

# Название Размер