Диссертация
Вьюгина Дарья Михайловна
Кандидат наук
Статус диссертации
Доктор наук Профессор
Доктор наук Профессор
Гавра Дмитрий Петрович
Доктор наук Профессор
Шкондин Михаил Васильевич
Доктор наук Профессор
филологические науки
Цель исследования: выявление особенностей медиапотребления современных молодых людей в возрасте от 14 до 21 года, которые живут в технологически развитых регионах России – Москве и Московской области. В этих субъектах федерации Интернетом пользуется 98% старших школьников и студентов вузов, а уровень проникновения мобильного Интернета среди этой аудитории достигает 83%. Несмотря на сохранение значительного цифрового неравенства между российскими регионами и внутри них, изучение медиапотребления молодых людей, проживающих в столичном регионе, позволяет выявить наиболее актуальные для России практики медиапотребления, продемонстрировать его основные векторы развития и динамику, дать определенные основания прогнозировать дальнейшее развитие цифровых медиа с учетом запросов и поведения аудитории. В этом контексте объектом исследования стало медиапотребление современной российской молодежи, а предметом - особенности медиапотребления представителей цифрового поколения в возрасте от 14 до 21 года, проживающих в Москве и Московской области. Методика. Основными методами, использованными при работе над теоретическими частями диссертации, являются сопоставление, обобщение и сравнительно-содержательный анализ научных источников. При обработке вторичных медиаметрических данных использовались общенаучные методы: систематизация, сравнение и анализ. К эмпирическим методам данного исследования относятся анализ вторичных данных социологических исследований медиапотребления в России и отчетов медиаметрических компаний о медиапотреблении представителей различных поколений России, а также проведенный автором онлайн-опрос молодых людей в возрасте от 14 до 21 года, проживающих в Москве и Московской области. Теоретические и практические результаты и их новизна. В исследовании проводится анализ медиапотребления российской аудитории в условиях все еще недостаточно изученного контекста цифровой трансформации российских медиа с учетом различий между поколениями и возрастными группами. Новизной отличается предмет исследования, а именно особенности медиапотребления представителей цифрового поколения, проживающих в Москве и Московской области, а также применение концептуальных подходов теории поколений в исследовании медиапотребления. Автором проводится анализ взаимосвязи изменений в медиапотреблении и принятия новых стратегических решений медиакомпаниями в цифровую эпоху; обозначаются общие тенденции современного медиапотребления различных поколений и возрастных групп в России; выявляются особенности медиапотребления современной российской молодежи; дается характеристика цифрового поколения; выявляются предпочтения представителей цифрового поколения, живущих в Москве и Московской области в выборе устройств доступа к медиа и информационных источников; характеризуются основные виды практик в Интернете, свойственные молодым людям, проживающим в столичном регионе. Степень и эффективность внедрения. Основные выводы диссертации апробированы в докладах на научных конференциях “Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия”, “Ежегодная международная конференция Академии менеджмента - 2017: в процессе взаимодействия”, Атланта, США (2017 Annual Meeting of the Academy of Management: At the Interface); “Ежегодная конференция Международной Академической Ассоциации Медиаменеджмента - 2018”, Штутгарт (2018 IMMAA Annual Conference Stuttgart); Международная научно-практическая конференция “Московские чтения-2018”. Основные положения диссертации отражены в пяти статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу RSCI Web of Science и четыре статьи - в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденных решением Ученого совета МГУ. Область применения. Научные положения и выводы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения особенностей медиапотребления российской молодежи, принадлежащей к цифровому поколению, для исследования поведения молодых людей в отношениях с медиа и выявления общих для цифрового поколения характеристик, составления рекомендаций для родителей, педагогического сообщества, законодателей. Результаты данного исследования подтверждают необходимость и актуальность дальнейшего изучения особенностей медиапотребления представителей цифрового поколения как в России в целом, так и в отдельных регионах. Молодежь делает активный выбор в процессе использования медиа и формирования обратной связи. Модели медиапотребления молодежи, мотивация выбора контента, его восприятие, интерпретация и применение на практике знаний, полученных по каналам медиа, требует большего внимания ученых. Содержащиеся в диссертации теоретические положения могут быть использованы при подготовке исследователей и журналистов-практиков как в научной, так и в учебной работе высших учебных заведений, специализирующихся на преподавании и исследовании журналистики, теории массовых коммуникаций, медиасоциологии.
# | Название | Размер |
---|