Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Шилина Александра Геннадьевна

Кандидат наук

Статус диссертации

07.07.2020 
Диплом Кандидат наук
29.06.2020 
Решение о выдаче диплома
22.05.2020 
Положительное заключение АК
10.02.2020 
На рассмотрении в АК
20.12.2019 
Положительная защита
15.11.2019 
Объявление опубликовано
14.11.2019 
Принят к защите
12.11.2019 
Заключение комиссии
04.11.2019 
Документы приняты
ФИО соискателя
Шилина Александра Геннадьевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 691 от 07.07.2020
Дата и время защиты
20.12.2019 15:30
Научный руководитель
Макеенко Михаил Игоревич
Кандидат наук
Оппоненты
Шестерина Алла Михайловна
Доктор наук Профессор
Фомичева Ирина Дмитриевна
Доктор наук Профессор
Шомова Светлана Андреевна
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Факультет журналистики, Кафедра теории и экономики средств массовой информации
Специальность
10.01.10 Журналистика
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 629-51-90

Цель исследования – выявление характеристик журналистики данных и особенностей текстов, подготовленных с использованием больших данных как важнейшего результата современных процессов датафикации социальной и экономической деятельности. В этом контексте объектом исследования выступили журналистские материалы, которые можно отнести к различным формам журналистики данных в зарубежной и отечественной качественной прессе. Предметом исследования стали характеристики текстов журналистики данных, связанные с их тематикой, жанрами, используемыми типами данных и источниками информации, иллюстративным материалом и авторством публикаций и позволяющие выявить наличие или отсутствие у них специфических черт, влияющих на их позиции в современной журналистике в целом. Методология и методика исследования. Методологические рамки исследования заданы обоснованной тенденциями развития датафикации необходимостью в разделении используемых в журналистике данных на разные типы, в частности, на «количественные» и «большие». В этом контексте количественные данные определяются нами как наборы данных небольших объемов и разнообразия, которые могут быть обработаны человеком с использованием любого из существующих традиционных инструментов обработки. Непосредственными эмпирическими объектами исследования стали публикации, основанные на результатах обработки больших данных и опубликованные в специализированных онлайн-ресурсах Guardian Datablog (Великобритания) и The Upshot (США), и журналистские материаыл, основанные на больших данных, из авторитетных качественных российских изданий «Коммерсант daily», «Новая Газета», «Деньги», «Власть», «РБК», Forbes, The New Times. Основной использованный метод исследования – контент-анализ попавших в выборку публикаций. Метод кейс-стади применен при изучении онлайн-ресурсов Guardian Datablog и The Upshot, ставших наиболее крупными специализированными медиа, публиковавшими материалы, маркировавшиеся как журналистика данных, на первом этапе её широкого распространения. Сравнительный анализ использовался при сопоставлении данных, полученных при изучении публикаций журналистики данных и более традиционных направлений журналистики на отечественных и зарубежных примерах, а также при сравнении результатов обработки российского материала и зарубежных кейсов. Теоретические и практические результаты и их новизна. Теоретическая значимость исследования состоит в концептуализации понятия журналистики больших данных, в выработке оригинальных методических и методологических решений для изучения этого явления, а также в решении научной проблемы обобщения характеристик журналистики, основанной на новых форматах цифровых данных, в качественной прессе России в коннотации с анализом зарубежных форм журналистики данных. С прикладной точки зрения результаты работы могут быть применены в образовательном процессе, в научной и учебной работе преподавателей и студентов, в практике СМИ и всех иных сферах, в которых используются новые форматы цифровых данных. Степень и эффективность внедрения. Основные положения диссертации отражены в пяти статьях, одна из которых опубликована в издании, входящем в базу Scopus, четыре – в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета. Область применения. Выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы в учебных программах, курсах и семинарах по журналистике. Полученные результаты могут быть применены в дальнейших научных исследованиях влияния датафикации на сферу медиа, исследованиях, посвященных журналистике данных и проч.

# Название Размер