Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Алтухова Ольга Игоревна

Кандидат наук

Статус диссертации

29.12.2022 
Диплом Кандидат наук
21.12.2022 
Решение о выдаче диплома
16.12.2022 
Положительное заключение АК
30.11.2022 
На рассмотрении в АК
22.06.2022 
Положительная защита
22.05.2022 
Объявление опубликовано
12.05.2022 
Принят к защите
11.05.2022 
Заключение комиссии
04.05.2022 
Документы приняты
ФИО соискателя
Алтухова Ольга Игоревна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 1582 от 29.12.2022
Дата защиты
22.06.2022
Научный руководитель
Задорнова Велта Яновна
Доктор наук Доцент
Оппоненты
Темнова Елена Владимировна
Кандидат наук
Зыкова Ирина Владимировна
Доктор наук Доцент
Борисова Елена Борисовна
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Филологический факультет, Кафедра английского языкознания
Специальность
10.02.04 Германские языки
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+74959393271

Актуальность исследования обусловлена ролью текста как культурного феномена, а также интересом к структуре и функционированию текстов в современных гуманитарных науках. Объектом исследования являются поэтические произведения английских и американских авторов XVI-XXI вв. Предметом исследования является функционирование концепта TEXT как источника концептуальных метафор в англоязычной поэзии. Целью исследования является выявление закономерностей формирования, развития, взаимодействия и вербализации концептуальных метафор, объединенных областью источника TEXT. В связи с этим были поставлены следующие задачи: 1. выделить наиболее распространенные концептуальные метафоры с областью источника TEXT; 2. определить варианты их языковой реализации; 3. установить их источники и проследить оформление структуры и языкового выражения; 4. рассмотреть диахронически механизмы их усложнения, переосмысления и индивидуализации и проанализировать взаимоотношения между компонентами (слотами) концептуальной схемы; 5. проанализировать влияние исторического и культурного контекста; 6. выявить взаимодействие метафор, основных для данной работы, и иных культурно значимых концептуальных метафор; 7. сравнить реализации метафор в традиционной (профессиональной письменной), песенной и любительской поэзии. Научно-информационной базой исследования послужили работы в области когнитивной лингвистики, когнитивной поэтики, культурологии, стилистики, поэтики и лингвопоэтики, источниковедения и библеистики, теории словесности и медиа. Были использованы методы лингвостилистического и лингвопоэтического анализа; этимологический анализ лексики; корпусные методы. Научная новизна диссертации обусловлена тем, что концепт TEXT и метафоры с данной областью источника ранее не изучались в когнитивной поэтике. Впервые была рассмотрена группа слотов «автор-текст-читатель» и материальный носитель «текста»; исследовано функционирование метафор в непрофессиональной поэзии. Теоретическая значимость работы состоит в выявлении ранее не отмечавшихся закономерностей формирования, эволюции и взаимосвязи метафор. Практическая ценность исследования заключается в возможности применения его результатов при разработке учебных курсов и пособий, а также составлении корпусов, баз данных и словарей.