Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Баяна Хатидже

Кандидат наук

Статус диссертации

02.12.2019 
Диплом Кандидат наук
25.11.2019 
Решение о выдаче диплома
22.11.2019 
Положительное заключение АК
29.10.2019 
На рассмотрении в АК
12.09.2019 
Положительная защита
24.06.2019 
Объявление опубликовано
20.06.2019 
Принят к защите
17.06.2019 
Заключение комиссии
16.06.2019 
Документы приняты
ФИО соискателя
Баяна Хатидже
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 1487 от 02.12.2019
Дата и время защиты
12.09.2019 16:00
Научный руководитель
Солнцева Наталья Михайловна
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Пауткин Алексей Аркадьевич
Доктор наук Профессор
Осьминина Елена Анатольевна
Доктор наук Профессор
Леонов Иван Сергеевич
Доктор наук Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Филологический факультет, Кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса
Специальность
10.01.01 Русская литература
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-32-71

Предмет исследования – специфика художественных интерпретаций феномена Троице-Сергиевой Лавры. Объектом исследования является проза писателей первой «волны» эмиграции Б. К. Зайцева, А. И. Куприна, И. С. Шмелёва. Материалом исследования послужили жизнеописание «Преподобный Сергий Радонежский» (1925) Зайцева, рассказ «У Троице-Сергия» (1930) Куприна, повесть «Богомолье» (1931), рассказ «Куликово Поле» (1929, 1947), а также очерк «У старца Варнавы» (1936) Шмелёва. Названные произведения – примеры сложившегося в художественной прозе о Троице-Сергиевой Лавре (ранее – пустыни, монастыре) вариативного подхода к сюжетосложению, соотношению беллетризованного повествования и реального факта, традиционной изобразительности и художественной феноменологии. Актуальность исследования обусловлена обращением к проблеме соотношения эстетического познания бытия и религиозных в сознании авторов доминант, обсуждаемой в литературоведении с конца 1900-х ‒ начала 2000-х (С. Г. Бочаров. «О религиозной филологии», 1999; Н. К. Гей. «Категории художественности и метахудожественности в литературе», <2001>; Т. А. Касаткина. «О литературоведении, научности и религиозном мышлении», 1999; И. Б. Роднянская. «Философская “собака, зарытая в стиле”», 2000 и др.). Произведения рассмотрены в их целостности как сочетание эстетических, религиозных приоритетов и биографического контекста, осмыслены как синтез новаторства поэтики и устойчивых жанровых, стилевых черт. Анализ эстетического освоения религиозной традиции – одно из ведущих научных направлений, особенно ярко представленное в изучении древнерусской и классической литературы. Скромнее выглядит свод статей и монографий, в которых исследуются религиозные мотивы художественных произведений ХХ–ХХI веков. Свой вклад в изучение творческих индивидуальностей и систематизацию идей, жанров, стилей литературы духовной направленности внесли И. А. Есаулов, К. Г. Исупов, И. С. Леонов, И. Б. Ничипоров и др. Целенаправленно религиозные интенции русских писателей ХХ в. рассматриваются в статьях издаваемой под редакцией патриарха Кирилла многотомной «Православной энциклопедии». Религиозные темы в экзистенциальном, культурологическом, историко- литературном, эстетическом преломлении составили содержание многих опубликованных научных работ, посвященных прозе Зайцева и Шмелёва, в меньшей степени ‒ Куприна. Это монографии Я. О. Дзыги («Творчество И. С. Шмелёва в контексте традиций русской литературы», 2013), А. М. Любомудрова («Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Борис Зайцев. Иван Шмелёв», 2003), Е. Г. Рудневой («Заметки о поэтике И. С. Шмелёва», 2002; ее же «Избранные статьи о творчестве И. С. Шмелёва», 2018), Н. М. Солнцевой («Иван Сергеевич Шмелёв: Аспекты творчества», 2006; «Иван Шмелёв: Жизнь и творчество», 2007), А. П. Черникова («Проза И. С. Шмелёва: Концепция мира и человека», 1995). Творчеству писателей посвящены статьи В. Ветровой, А. Б. Гришиной, А. В. Громовой, М. М. Дунаева, С. И. Кормилова, И. Б. Ничипорова, Е. А. Осьмининой, Г. Н. Синельниковой, М. Ю. Трубицыной, Е. А. Ухиной и многих других. Отметим состав сборников статей ИМЛИ РАН («Наследие И. С. Шмелёва: Проблемы изучения и издания», 2007; «Поэзия русской жизни в творчестве И. С. Шмелёва», 2011; «И. С. Шмелёв и проблемы национального самосознания (традиции и новаторство», 2015) и изданий «Шмелёвские чтения» Алуштинского литературного музея И. С. Шмелёва. Духовная традиция и ее эстетическое осмысление в творчестве Зайцева, Куприна, Шмелёва – тема диссертаций Л. Н. Багмановой, Л. И. Бронской, Н. Б. Глушковой, М. А. Голованевой, А. В. Карпенко, С. А. Кулагина, Н. В. Лау, И. И. Лукьянцевой, Д. В. Макарова, Л. А. Макаровой, О. С. Мерцаловой, Т. Р. Пчелкиной, В. А. Соткова, Е. А. Осьмининой, Т. А. Таяновой, Э. В. Чумакевич и др. Научная новизна состоит в проецировании в одном исследовании христианского сознания трех ведущих писателей первой «волны» русского зарубежья на эстетическую природу их произведений, что выявляет пути художественного освоения религиозной мысли в русской прозе. При всей разработанности темы духовной культуры в их творчестве еще требует своего продолжения и углубления анализ индивидуальной специфики и сходных черт в изображении Троице-Сергиевой Лавры, в осмыслении личности преподобного Сергия. Цель исследования – выявить разнообразие художественного восприятия Троице-Сергиевой Лавры, что определяет следующие задачи: 1. Систематизировать содержательные приоритеты произведений. Определить особенности образа Лавры и образа преподобного Сергия, специфику описания паломнического путешествия и мира обители. 2. Выявить биографические основы повествования, связь проблематики произведений с личными духовными исканиями писателей, соотнести факты текстов с фактами действительности. 3. Обозначить жанровую специфику текстов. 4. Охарактеризовать типы повествовательной манеры. 5. Выявить сюжетную специфику произведений, проанализировать общие черты пространственно-временного решения в описании сакральных и бытовых явлений. Определить семантику и поэтику топоса (Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Загорск). Теоретическая и методологическая основа диссертации. Применены описательно-аналитический и сравнительно-исторический методы, что позволило определить индивидуальные особенности повествовательной манеры и степень интеграции типологических черт традиционных духовных сочинений в художественный текст ХХ века. Герменевтический подход к тексту дал возможность выявить интерпретации религиозной темы в произведениях, написанных светскими авторами для мирской аудитории. Биографический метод позволил обосновать источники мотивов произведений Куприна, Шмелева, Зайцева. Теоретическую основу диссертации составили труды Н. К. Гея, К. Г. Исупова, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова и др. При анализе художественного осмысления религиозных ценностей в произведениях Зайцева, Куприна, Шмелева, выявлении контекста и источников мотивов мы опирались на работы А. М. Любомудрова, И. Б. Ничипорова, Е. А. Осьмининой, Е. Г. Рудневой, Н. М. Солнцевой и др. Описанию индивидуальных интерпретаций мотивов произведений средневековой литературы способствовали положения научных сочинений В. В. Данилова, М. М. Лоевской, А. А. Пауткина, Н. И. Прокофьева и др. Философскую основу анализа эстетических особенностей текстов составили выводы трудов В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского и др. Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в описании частотных мотивов произведений о Троице-Сергиевой Лавре, соотношения мировоззренческих ценностей и эстетических критериев. Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих курсов истории русской литературы, а также при дальнейшем изучении творческого пути Зайцева, Куприна, Шмелёва. Материал диссертации может быть использован для курса «Православие и русская литература», рекомендованного учебным комитетом Московского Патриархата в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

# Название Размер