Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Кулагина Ольга Львовна

Доктор наук

Статус диссертации

25.04.2019 
Диплом Доктор наук
22.04.2019 
Решение о выдаче диплома
29.03.2019 
Положительное заключение АК
21.01.2019 
На рассмотрении в АК
20.12.2018 
Положительная защита
17.10.2018 
Объявление опубликовано
11.10.2018 
Принят к защите
02.10.2018 
Заключение комиссии
01.10.2018 
Документы приняты
ФИО соискателя
Кулагина Ольга Львовна
Степень на присвоение
Доктор наук
Приказ о выдаче диплома
№ 489 от 25.04.2019
Дата и время защиты
20.12.2018 16:00
Научный консультант
Ивинский Дмитрий Павлович
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Сазонова Лидия Ивановна
Доктор наук
Марков Александр Викторович
Доктор наук Доцент
Юхнова Ирина Сергеевна
Доктор наук Профессор
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Филологический факультет, Кафедра истории русской литературы
Специальность
10.01.01 Русская литература
филологические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-32-71

Исследование посвящено принципиально новому прочтению сатир А.Д. Кантемира в контексте связи их поэтики с русской поэзией XVIII-го – первой половины XIX-го в. Актуальность диссертации состоит в изменении исследовательской оптики на творчество Кантемира и его роль в истории русской поэзии как одного из создателей фонда готового слова, легшего в основу литературной традиции. Новизна исследования заключается в выработке принципиально нового – комплексного – подхода к поэтике сатир А.Д. Кантемира в контексте их восприятия последующей русской поэзией; в интерпретации сатир как искусно организованного единого художественного мира; в опыте сквозного микрофилологического анализа, в процессе которого учитываются все микроуровни текста в их органической взаимосвязи. Системный анализ поэтики сатир как единого текста предпринимается впервые. Радикально новым шагом является перенесение фокуса исследования с макроуровня (принадлежность к литературному направлению, жанру и т.д.) на микроуровень текста (анализ топики, формул, грамматики, фонетики, рифмы и т.д.), что позволяет совершенно иначе увидеть не только единство художественного мира сатир, но и закономерности литературного процесса нового времени, суть литературной традиции и роль Кантемира как ее начального звена. В процессе такого анализа Кантемир перестает восприниматься только как сатирик, обличавший пороки «старинным слогом», и предстает ключевым автором, одним из создателей фонда готового слова русской поэзии, в результате чего возникают предпосылки для нового понимания механизма литературной традиции – по принципу отбора топики и приемов из этого фонда. Новым является и соединение теоретической науки о словесности (стилистической критики, грамматики поэзии, тезаурусного подхода и т.д.) с кантемироведением, приложение филологических идей XX-го века к творчеству Кантемира, у которого идеи формалистов об остранении, оппозиции «видение / узнавание», «грамматика поэзии» Р. Якобсона находят воплощение за два века до того, как были сформулированы. Объектом исследования является поэзия Кантемира – главным образом, основной корпус сатир. Предметом исследования является поэтика сатир, их архитектоника, взаимосвязь различных уровней текста, а также единицы разных уровней текста (лексические, семантические, фразеологические, грамматические, фонетические, синтаксические, стилистические), творчески воспринятые русской поэзией, вошедшие в ее универсальную кладовую топики и приемов. В качестве сопоставительного материала привлекается русская поэзия XVIII-го – первой половины XIX-го в. Цель исследования – новое прочтение сатир Кантемира с применением новейших методов филологического анализа в контексте их восприятия последующей русской поэзией. Кроме того, у работы есть общекультурная цель: вернуть Кантемира в число читаемых авторов, приблизить его к современному читателю, показать его актуальность для сегодняшнего дня. Основные методы исследования. Кроме традиционных историко-литературного и сравнительно-исторического методов, в работе применен авторский метод, рабочее название которого «микрофилологический». Два главных отличия этого метода: 1) исследовательский взгляд направлен не сверху вниз, а из глубины – вверх: от микроуровней – на макроуровни текста; 2) он сквозной: попытка рассмотреть любую единицу текста приводит в действие сразу всю систему взаимосвязей всех уровней – поэтому здесь принципиально важна система гиперссылок. Микрофилологический анализ исследует сами микроконструкции, на которых держится все здание текста. Понимание принципов организации сатир на микроуровнях позволяет более осознанно подниматься на уровень смысла и авторского замысла. Суть микрофилологического подхода в признании сатир единым текстом и изучении функционирования сложной системы взаимосвязей, видной только на микроуровнях. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании принципиально нового подхода к поэтике Кантемира, что откроет новые перспективы не только в кантемироведении, но и в более широких областях науки о литературе – прежде всего, в области методологии интерпретации литературного текста. Микрофилологический подход позволяет иначе выстраивать методику сопоставительного анализа: изучение «парного» взаимодействия поэтов (Кантемир – Пушкин; Кантемир – Грибоедов; Кантемир – Батюшков и т.д.) может выйти на новый уровень. В частности, дисссертация позволяет пересмотреть отношение к теме «Пушкин и Кантемир», увидеть взаимодействие поэтических миров этих авторов на разных уровнях текста, что повлечет за собой изменение подхода к пушкинской концепции литературы XVIII века. Это тем более необходимо, что Пушкин и Кантемир – по сути – стоят в начале и конце литературы XVIII века как ее начальное и завершающее звено; и провести связующую линию между этими двумя звеньями очень важно для историка литературы. Системный анализ поэтики Кантемира в контексте последующей русской поэзии позволит принципиально изменить взгляд на его место и роль в истории русской поэзии, отодвинуть нижнюю границу начала нового периода в истории русской литературы, что может способствовать обновлению взгляда на концепцию истории русской литературы и литературной традиции. Результаты продемонстрированного в работе микрофилологического подхода к интерпретации поэтического текста могут быть использованы для теоретических обобщений в разных филологических сферах. Практическая значимость работы состоит в радикальной смене исследовательской оптики на поэтическое творчество Кантемира как на тщательно организованный единый художественный мир; в опыте применения новой научной методологии для изучения взаимосвязей творчества целого ряда русских писателей XVIII – первой половины XIX в. с поэзией Кантемира и для комментирования их произведений. Микрофилологический метод интерпретации литературного текста, в процессе которого учитываются все уровни и микроуровни в их органической взаимосвязи, является универсальным и может быть применен при изучении творчества любого автора. Результаты исследования могут быть использованы в общих и специальных вузовских учебных курсах по истории русской литературы, а также в практических курсах по интерпретации литературного произведения.

# Название Размер