Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Лыкова Ксения Геннадьевна

Кандидат наук

Статус диссертации

29.12.2022 
Диплом Кандидат наук
21.12.2022 
Решение о выдаче диплома
25.11.2022 
Положительное заключение АК
22.09.2022 
На рассмотрении в АК
16.06.2022 
Положительная защита
11.05.2022 
Объявление опубликовано
28.04.2022 
Принят к защите
26.04.2022 
Заключение комиссии
19.04.2022 
Документы приняты
ФИО соискателя
Лыкова Ксения Геннадьевна
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 1582 от 29.12.2022
Дата защиты
16.06.2022
Место проведения защиты
119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ, д.1, Главное здание, механико-математический факультет
Научный руководитель
Щербатых Сергей Викторович
Доктор наук Профессор
Оппоненты
Семенов Алексей Львович
Академик РАН Доктор наук Профессор
Шабанова Мария Валерьевна
Доктор наук Профессор
Панферов Валерий Семенович
Кандидат наук Доцент
Место выполнения работы
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
Специальность
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
педагогические науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 910 459-92-80

Объект исследования – обучение математике в средней общеобразовательной школе. Предмет исследования – методика формирования стохастического мировоззрения старшеклассников общеобразовательной школы при обучении математике с применением цифровых образовательных технологий. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методики формирования стохастического мировоззрения старшеклассников в условиях цифровизации математического образования. Методы исследования: – теоретические – анализ философских, психолого-педагогических работ по теме исследования, нормативных документов, стандартов, рабочих программ, учебных планов; – эмпирические – анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные беседы с учащимися 10-11 классов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных; − статистические – обработка данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы средствами математической статистики. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована методика формирования стохастического мировоззрения старшеклассников в условиях цифровизации математического образования; выявлены основные принципы формирования мировоззрения школьников; установлены содержательные характеристики мировоззрения в исследованиях учёных разных стран историко-философского, психологического и педагогического характера; выявлен мировоззренческий потенциал стохастики, направленный на развитие у учащихся полезных для них мировоззренческих ориентиров и качеств; проведён анализ функциональных возможностей различных средств цифровых технологий, применяемых при обучении стохастике. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём: – разработанные учебные пособия «Знакомство с миром случайностей», «Знакомство с миром статистических закономерностей» могут быть применены для преподавания элективных или обязательных курсов в школах; – разработанный учебный курс в программе Websoft CourseLab, ряд интерактивных презентаций SMART Notebook будут способствовать эффективной подготовке учителя к проведению уроков; – спроектированные кейс-задания будут полезны при составлении учебных пособий как основного, так и элективного курсов стохастики для средней школы; – составленная программа элективного курса для учащихся 10-11 классов углубленного (базового) обучения, направленная на формирование стохастического мировоззрения, будет способствовать теоретическому и практическому усвоению математики; – результаты исследования могут быть внедрены в систему общего и дополнительного образования. В заключении обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы основные выводы: 1) Стохастическое мировоззрение позволило приблизить учащихся к реальной действительности с её проблемами и парадоксами, оценить глобальность и универсальность вероятностно-статистических методов, увидеть возможности применения стохастики в повседневной жизни. 2) Реализация основных этапов при обучении математике способствовала вовлечению учащихся в активную деятельность, развитию устойчивых мотивов и ценностных ориентаций к стохастике, увеличению объёма предметных знаний, разнообразию исследовательской и проблемно-творческой деятельности. 3) Применение цифровых технологий при обучении стохастике оказало положительное влияние на качественное изменение способностей учащихся и повышение уровня их знаний. 4) Методика формирования стохастического мировоззрения старшеклассников позволила обеспечить целостность мировоззренческих, ценностных и мотивационных установок, создать благоприятные условия для саморазвития старшеклассников.