Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Шушаков Егор Сергеевич

Кандидат наук

Статус диссертации

23.06.2022 
Диплом Кандидат наук
20.06.2022 
Решение о выдаче диплома
13.05.2022 
Положительное заключение АК
04.04.2022 
На рассмотрении в АК
06.12.2021 
Положительная защита
29.10.2021 
Объявление опубликовано
26.10.2021 
Принят к защите
25.10.2021 
Заключение комиссии
18.10.2021 
Документы приняты
ФИО соискателя
Шушаков Егор Сергеевич
Степень на присвоение
Кандидат наук
Приказ о выдаче диплома
№ 766 от 23.06.2022
Дата и время защиты
06.12.2021 17:00
Научный руководитель
Козырев Алексей Павлович
Кандидат наук Доцент
Оппоненты
Гачева Анастасия Георгиевна
Доктор наук
Визгин Виктор Павлович
Доктор наук
Кучинов Евгений Владимирович
Кандидат наук
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии религии и религиоведения
Специальность
09.00.14 Философия религии и религоведение
философские науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-20-07

Ссылка на онлайн трансляцию: https://youtu.be/1ueZQHuk7Gs Основная цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа теологических и философских идей П. Тейяра де Шардена, философской традиции русского космизма и их взаимовлияния выявить основные черты «космической философии» – и космизма как мировозренческой парадигмы – и охарактеризовать религиозный аспект данной философской традиции. Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем: 1) реконструировать генезис понятия «космизм» в отечественной и зарубежной мысли, показать его специфику в рамках религиозного и научного дискурсов и дать чёткое определение терминам «космизм», «русский космизм», «философия космизма», «космическая философия»; 2) дать краткое описание основных философско-религиозных идей самых ярких представителей философии космизма и на основе анализа идей «классиков» данного философского направления (Н.Ф. Фёдоров, Н.А. Сетницкий, А.К. Горский, В.Н. Муравьёв, К.Э. Циолковский, Александр Агиенко, А.Л. Гордин, В.Л. Гордин, В.И. Вернадский, Н.А. Умов, А.А. Богданов, А.Л. Чижевский) выделить его характеризующие черты, а также определить, насколько выражен в этой философской традиции религиозный аспект; 3) на основе анализа произведений Тейяра де Шардена и классиков традиции русского космизма выявить содержательно коррелирующие положения и общую мировоззренческую основу в их философских концепциях, показать влияние идей различных религиозных традиций на их представления о развитии жизни; 4) провести сравнительный анализ идей П. Тейяра де Шардена и идей В.И. Вернадского и показать, как теистическая установка выражена в концепции ноосферы Тейяра де Шардена; 5) выделить круг идей второй половины XX века, попадающих под определение «философии космизма», и определить, в трудах каких из выразителей этих идей наиболее явно прослеживается влияние теологических идей П. Тейяра де Шардена. Объектом исследования являются работы П. Тейяра де Шардена и русских космистов XIX – XX веков (Н.Ф. Фёдоров, Н.А. Сетницкий, А.К. Горский, В.Н. Муравьёв, К.Э. Циолковский, Александр Агиенко, А.Л. Гордин, В.Л. Гордин, В.И. Вернадский, Н.А. Умов, А.А. Богданов, А.Л. Чижевский, И.М. Борезнко, Н.Н. Моисеев, С.Г. Семёнова), дающие наиболее полное представление об их основных идеях, а его предметом— взаимосвязь религиозно-философских идей тейярдизма и русского космизма. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: 1) настоящая работа является первым в отечественной религиоведческой науке специальным исследованием, выявляющим степень влияния Тейяра де Шардена на традицию русского комизма; 2) дан авторский анализ терминов «русский космизм» и «космизм», «космическая философия», «философия космизма», осуществлена реконструкция использования термина «космизм» в философско-религиозном, религиоведческом и естественно-научном контекстах, на основе данного анализа предложен подход к исследованию философии космизма, предполагающий отказ от противопоставления философско-религиозной и естественнонаучной «ветвей» космизма и рассмотрение традиции космизма как единой целостной философской традиции; 3) Доказано, что философия космизма обладает следующими характеристиками: космистское мировоззрение, планетарность, социально-политическая направленность, проектность, радикальность, направленность на философское осмысление явления возрастания энтропии, на основе данных характеристик делается вывод о квазирелигиозном характере проективной философии космизма (квазирелигиозность в понимании представителей чикагской школы феноменологии религии); 4) на основе религиоведческого анализа теологических идей П. Тейяра де Шардена доказано, что мыслителя можно отнести к представителям философии космизма; 5) на основе анализа предположений В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена о значении вопроса о возможности происхождения жизни из неживой материи для разных типов религиозного мировоззрения обосновывается, что концепции ноосферы В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена базируются на оценках философов структурно-иерархического, онтологического статуса жизни и разума во вселенной. 6) в результате философско-религиоведческого анализа произведений С.Г. Семёновой, Н.Н. Моисеева и И.М. Борзенко доказывается, что основой для онтологических воззрений данных мыслителей выступали эсхатологические представления Тейяра де Шардена. Основные методы, используемые в данной работе, – это сравнительно-исторический, типологический и каузальный. В рамках применения сравнительно-исторического метода в диссертации выявляются и сопоставляются основные положения тейярдизма и философии космизма, проводится анализ взаимовлияния двух традиций. Типологический метод используется в диссертации для решения проблемы разграничения множества культурных явлений, обозначаемых под рубрикой «русский космизм». Каузальный метод используется для характеристики контекста, в котором развивали свои идеи П. Тейяр де Шарден и русские космисты; в рамках каузального анализа очерчиваются как внутренняя логика философской традиции космизма и тейярдизма, так внешние факторы, повлиявшие на формирование данных философских традиций и их интерпретацию в рамках религиозно-философского и религиоведческого дискурса. Положения, выносимые на защиту 1) Философия космизма является целостной философской традицией, которая не может быть разделена ни по типу отношения к религии, ни по типу отношения к науке. Философия космизма является интернациональным явлением; П. Тейяра де Шардена можно считать одним из представителей данной философской традиции. В процессе сравнительно-исторического анализа типологизации идей представителей космизма в рамках религиоведческого и историко-философского дискурса была выявлена некорректность выделения линий религиозно-философского и естественнонаучного космизма. В диссертации доказывается, что философская традиция русского космизма является целостным и уникальным феноменом, представляющим собой попытку десакрализовать методы решения экзистенциальных и богословских проблем, свойственных религиозному мировоззрению, из чего делается вывод о некорректности выделения в рамках данной философской традиции вышеуказанных ветвей. Одна из основных характеристик космистской философии заключается в том, что её выводы и её задачи, несмотря на различные взгляды её представителей, являются универсальными для людей с разным типом мировоззрения. 2) Создателем концепта «ноосфера» был П. Тейяр де Шарден. Оригинальная концепция ноосферы В. И. Вернадского была создана на основе творческой переработки философско-религиозных идей П. Тейяра де Шардена, Э. Леруа и отца П. Флоренского. Различие теорий ноосферы у П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского обусловлено их отношением к проблеме происхождения живого из неживого и их пониманием биосферы. П. Тейяр де Шарден описывал появление ноосферы из биосферы как этап процесса проявления радиальной энергии и одухотворения материи, в его представлении развитие материи было направленным и детерминированным, а ноосферу он понимал как совокупность людей во времени и пространстве, выделяя её из биосферы как следующий этап эволюции материи, предшествующий слиянию Бога с миром. В.И. Вернадский считал ноосферу этапом эволюции биосферы, на котором создаётся новая геологическая сила, и предполагал, что жизнь является космическим феноменом, имеет фундаментальное значение для понимания устройства вселенной, но при этом проводил жесткое различие между живыми и неживыми формами материи, отрицая всякую возможность панпсихизма. 3) Рецепция идей П. Тейяра де Шардена в русском космизме (речь идёт в первую очередь о творчестве В.И. Вернадского, С.Г. Семёновой, Н.Н. Моисеева, И.М. Борзенко) прослеживается в заимствовании и творческой переработке его концепции ноосферы и панпсихизма, его эсхатологических представлений и его трактовки процесса возрастания сложности материальных структур как преображения мира Богом. Главные же различия между П. Тейяром де Шарденом и русскими космистами заключаются в трактовке эсхатологии и представлении об освоении космоса.

# Название Размер