Warning: Undefined property: Dissovet\Models\Dissertation::$performed_in_place2 in /var/www/application/Models/Dissertation.php on line 326
Диссертация

Диссертация

Кузнецов Василий Юрьевич

Доктор наук

Статус диссертации

13.03.2024 
Диплом Доктор наук
11.03.2024 
Решение о выдаче диплома
16.02.2024 
Положительное заключение АК
05.10.2023 
На рассмотрении в АК
19.04.2023 
Положительная защита
14.02.2023 
Объявление опубликовано
11.01.2023 
Принят к защите
26.12.2022 
Заключение комиссии
11.10.2022 
Документы приняты
ФИО соискателя
Кузнецов Василий Юрьевич
Степень на присвоение
Доктор наук
Приказ о выдаче диплома
№ 289 от 13.03.2024
Дата и время защиты
19.04.2023 15:00
Место проведения защиты
Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к.4, философский факультет, Зал заседаний Ученого совета (А-518)
Оппоненты
Ажимов Феликс Евгеньевич
Доктор наук Доцент
Антоновский Александр Юрьевич
Доктор наук
Моисеев Вячеслав Иванович
Доктор наук Профессор
Ученое звание
Доцент
Место выполнения работы
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Философский факультет, Кафедра онтологии и теории познания
Специальность
5.7.1. Онтология и теория познания
философские науки
Диссертационный совет
Телефон совета
+7 495 939-20-07

Объектом исследования выступает совокупность различных концептуализаций всего мира в его целостности и единстве. Предметом исследования являются разрабатываемые современной философией средства концептуализации, позволяющие корректно поставить проблему единства мира в постнеклассической перспективе рассмотрения и построить принципиальную модель ее возможного решения. Цель исследования – концептуализация единства мира на основе принципов постнеклассического мышления. Совокупность методов исследования собирается посредством так называемой «стратегии сплавщика» (Генисаретский), выступающей как своего рода импровизированный аналог гипотетического метаметода и предполагающей контролируемый дрейф по различным концепциям и соответствующим методологическим приемам, среди которых теория социальных эстафет М.А.Розова, рефлексивный анализ Лефевра, принцип синхронистичности Юнга, холономный или холотропный подход Грофа, гештальттеория Вертгеймера, герменевтика и феноменология как «сопутствующий момент всякой философии» (Мамардашвили), деконструкция и реконструкция, диалектика (особенно принцип всеобщей связи и принцип единства и борьбы противоположностей) и дизъюнктивный синтез (Делёз), а также деятельностный, прагматический, синергетический и системный подходы. Для уточнения оснований концептуализации постнеклассического единства мира предлагается отличать постнеклассику от неклассики по критерию различия целей и ценностей: если неклассика стремится неклассическими средствами достичь целей классического понимания единства мира, то постнеклассика переосмысляет классические цели и ценности, допуская множество смыслов и типов рациональности, а также соответствующих картин мира. Установлено, что постнеклассическое единство мира обосновывается тем, что допущение его отрицания неизбежно порождает перформативное противоречие. Такое отрицание предполагает неявную возможность говорить обо всем мире в целом и сразу (пусть даже отрицая его единство). Вводится постнеклассическая трактовка множественностей как комплексов различного, уникального и неповторимого, но тем не менее являющихся частями целостности единства мира, несмотря на всё своё несходство и даже противоречия. В рамках концепции постнеклассического единства мира выделены взаимно отображающие друг друга доминионы культуры – философия, наука, религия, искусство и мистика – по критерию охвата каждым из них всего мира в целом, своим собственным способом и характерными средствами в своем специфическом ракурсе для построения соответствующей картины мира, причем любой целостный компонент каждого доминиона обладает аналогичной способностью. Показано, что во всем разнообразии своих вариантов постнеклассическое единство мира при отсутствии очевидных инвариантов отображается с наибольшей возможной полнотой только в единстве человеческой культуры посредством учёта всей совокупности взаимодействующих и дополняющих друг друга аспектов, концепций и дискурсов. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что мировоззренческие, методологические и социокультурные концептуальные выводы и обобщения его могут использоваться для решения разнообразных познавательно-практических задач: для разворачивания инновационных стратегических проектов в контексте формирования нового, когнитивного этапа постиндустриальной цивилизации, для фундаментальной разработки программ социализации и инкультурации личности, для построения конкретных исследовательских программ в дисциплинах философского и частнонаучного циклов, нацеленных на создание синтетических постклассических теорий; в преподавательской деятельности по общему или систематическому курсу философии, по соответствующим спецкурсам – как со стороны содержания материала, так и со стороны методических особенностей его трансляции и преподнесения (взаимосвязь и взаимодействие концептов и проблем онтологии, гносеологии, аксиологии, методологии, культурологии); а также в качестве сквозных принципов организации и представления знаний и других ценностей (энциклопедии, библиотеки, музеи, базы данных, интерактивные мультимедиальные системы и т.п.).